Запахло жареным: почему Макрон бежит из бунтующей Франции
После визита председателя КНР Си Цзиньпина в Россию, в Пекин вдруг засобирался президент Франции, причем вместе с главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен. Эммануэль Макрон явно потерял все связи с реальностью. Обозначая цель своего визита, он заявляет, что поедет в Пекин, чтобы остановить агрессию России на Украине и построить мир.
Оставим в стороне то, что китайский план урегулирования Париж отверг вслед за Вашингтоном. Но зачем ехать в Китай, чтобы обсуждать украинский конфликт, – тоже большой вопрос, учитывая, что Париж на этой неделе на саммите ЕС фактически поддержал продолжение боевых действий, проголосовав за отправку новых вооружений Киеву.
Самое же странное заключается в том, что президент покидает страну ровно в тот момент, когда она оказалась на грани гражданской войны, не без участия самого Макрона.
Именно он инициировал пенсионную реформу, которая лишает французов всяких надежд на относительно спокойную старость, и которая стала причиной массовых беспорядков, длящихся почти месяц. Собственный европейский корреспондент "Известий" Виталий Чащухин рассказал о том, как нынешний лидер Пятой республики все больше превращается в королеву Марию – Антуаннету, которая когда–то предложила своим голодающим подданным есть пирожные при отсутствии хлеба, и в итоге лишилась головы.
Франция не успевает отдышаться: снова черный дым трубой и облака слезоточивого газа. Не улицы, а целые поля сражений, с которых не успевают уносить раненых, – настолько их много. Никто и подумать не мог, что разгар кризиса во Франции будет таким, а власти только подливают масло в этот огонь мятежный.
Протесты против пенсионной реформы Макрона не угасают. С ней сражаются не на жизнь, а на смерть.
Вспышки уже неконтролируемого гнева (под ногами полицейских искрятся петарды, на площадях – костры, горят газетные киоски, на улицах – факельные шествия, в Бордо и вовсе мэрию чуть не сожгли.
"И вот так – каждый день – полыхает вся Франция. Мирные изначально демонстрации перерастают в беспорядки с погромами и поджогами", – демонстрирует корреспондент Виталий Чащухин.
Ночи в Париже теперь только такие. Министр внутренних дел подводит итоги "черного четверга" – дня общенациональной забастовки: полтысячи арестованных бунтовщиков и столько же – раненых полицейских.
"Представители радикальных левых движений призывали сжигать государственные здания и убивать полицейских – это проявление насилия", – говорит министр внутренних дел Жеральд Дарманин.
Но французский спецназ не уступает в жестокости – сбивает с ног, пинает лежачих, использует против демонстрантов водяные пушки и то и дело перезаряжает обоймы со слезоточивым газом.
Протестующие не думают сдаваться: в шлемах и респираторах они готовы к затяжным уличным боям, у каждого еще и "антидот" в кармане.
Не отступает и сам Макрон, отказавшийся признавать легитимность, как он выразился, "толпы". Ну конечно же – это ведь Франция, а не Ливия, Ирак или Украина.
"Мы не потерпим никакого плохого поведения. Мы задействуем максимум усилий, чтобы все нормализовалось", – говорит Макрон.
В какой-то момент этого пространного обращения к нации он незаметно стягивает с себя дорогие наручные часы. Их предполагаемая стоимость в 80 тысяч евро ну никак не вяжется с общим падением уровня жизни и убийственной для многих пенсионной реформой. Возмущают французов и планы правительства отменить существующие льготы.
"Они оторваны от народа и не понимают, насколько реальный труд может быть утомительным. Если они повысят пенсионный возраст, люди просто перестанут доживать то пенсии", – говорит пожилая француженка.
Слабые попытки Макрона объясниться мотивировали французов разве что на новые бунты.
"Наш президент регулярно проявляет непозволительную небрежность и презрение. Этот закон обсуждался 15 дней. Был ли Макрон во Франции? Нет, он совершал турне по Африке. Более того, видели, как он гастролировал по ночным клубам. Это серьезно для президента? "– задался вопросом депутат Европейского парламента Тьери Мариани.
Отдельная статья – то, каким образом все утверждено: через лазейки во французской Конституции – реформа в обход парламента. Единственное средство в таких случаях – вотум недоверия президенту и правительству. Макрон устоял с трудом. Оппозиции не хватило всего девяти голосов.
"Люди уже сыты по горло. После того, как было разгромлено движение желтых жилетов, государство решило, что ему больше не могут возражать. Но теперь французы сказали, что это уже слишком", – говорит политолог Эдуард Юссон.
За считанные дни Франция погрузилась в хаос: блокированы дороги, вокзалы, подъезды к аэропорту Шарль Де Голь, рейсы отменяются, на заправках заканчивается топливо.
"И теперь на протест – как на работу. Забастовками охвачена вся страна", – говорит Чащухин.
Революционно настроенное студенчество тоже на площадях. Ведь когда-нибудь и они выйдут на пенсию.
"Макрон нас презирает, он плюет на нас, поэтому давайте не дадим себя в обиду", – говорит глава местного студенчества.
"Слышите, как они поют? Они поют против Макрона, который вдруг решил, что он великий лидер. И забыл, что этот государственный пост он получил благодаря людям. А сейчас он покушается на их будущее", – сказал координатор движения "Желтые жилеты" Тьери Поль Валет.
Социально-экономические проблемы перерастают в кризис политический. Для Макрона все это пахнет жареным – вот уже и "факельные шествия" идут по Парижу.
Ко всему прочему Франция буквально погрязла в тоннах мусора, который особенно хорошо горит.
"И это не только последствия погромов, но и общенациональной забастовки. Перерабатывающие заводы тоже ведь стоят", – сказал Чащухин.
И сами уборщики на баррикадах. Так что в городах теперь можно встретить и такие "полицейские зачистки".
Зато на помощь французам пришел искусственный интеллект. В одном из популярных чатов нейросеть предложила вот такой новый образ для президента Макрона – в оранжевом рабочем жилете возле помоек. Он все это затеял – ему и разгребать.