Второй день визита Макрона в Китай: главное
Эммануэль Макрон отправился на другой конец света, но так и не смог добиться изменения позиции Китая по конфликту на Украине. При том, что французский лидер явно пытался и пустил в ход все свое красноречие, даже решился на рискованный выпад, который бросил тень на его ближайшего союзника.
Если первый день визита Макрона в Китай был наполнен формальностями, то сегодня уже конкретика.
"Ни в коем случае нельзя размещать ядерное оружие за пределами государств, обладающих ядерным оружием, особенно в Европе", – говорит французский президент.
Говорил Макрон, конечно, о размещении российского тактического ядерного оружия в Белоруссии, но прозвучало двусмысленно. Ведь по всей Европе – в Бельгии, Нидерландах, Германии, Италии, Турции – хранятся до 180 американских термоядерных бомб. Но нет, главная угроза мировой безопасности, по версии Макрона, все равно Россия.
"Я знаю, что могу рассчитывать на вас, чтобы привести Россию в чувство, и всех усадить за стол переговоров", – утверждает Макрон.
Но риторика, к которой привыкли на Западе, не действует на лидеров по-настоящему суверенных стран.
"Сегодня мир переживает глубокие исторические перемены. Китай и Франция, как постоянные члены Совета безопасности ООН и крупные страны с традициями независимости, выступающие за многополярный мир и демократизацию международных отношений, способны и обязаны преодолеть разногласия и ограничения", – отмечает Си Цзиньпин.
Если ответ Си может кому-то показаться слишком дипломатичным, то вот – более контрастная версия от спикера МИД Китая Мао Нина.
"Что касается ответственности по украинскому вопросу, я думаю, Соединенные Штаты и военные блоки, такие, как НАТО, должны взять на себя ответственность. НАТО не имеет права критиковать Китай или оказывать на него давление", – заявляет Мао Нин.
Диалога вместо войны не хотели ни предыдущие европейские лидеры, ни сегодняшние. Это фактически открыто заявил предшественник Макрона – Франсуа Олланд. Он стал очередной жертвой пранкеров Вована и Лексуса. Ему позвонили под видом Петра Порошенко, и он подтвердил: минские соглашения – лишь ширма, а полномасштабную войну Запад вместе с Украиной готовил еще в 2014-м.
"Поэтому вопрос в том, есть ли у Украины при той помощи, которую она может получить – военные средства, чтобы заставить Путина отступить. Но мы должны бороться до последнего украинца, я считаю! Тогда не может быть никаких переговоров! Европейские лидеры не должны упоминать слово переговоры!" – заявляет Олланд.
Однако и чисто французские интересы Макрон может преследовать. Его сопровождает делегация из более чем 60 генеральных директоров французских фирм. И если учесть, что после – в прямом смысле – подрыва энергетической инфраструктуры Германии Франция может стать новым локомотивом европейской экономикой, то Макрону важно получить эксклюзивную роль хотя бы в Европе. Но присматривать за французом в Китай отправилась Урсула фон дер Ляйен.
"Макрон объединился с Урсулой фон дер Ляйен и тем самым оставляет размытое впечатление от своей поездки. Нельзя сказать, какая цель у Франции и какая у ЕС. Хотя совершенно очевидно, что у Франции другие интересы, нежели у ЕС", – подчеркивает профессор экономики парижской высшей школы социальных наук EHESS МГУ им. М.В. Ломоносова Жак Сапир.
Тем временем здесь же, в Китае, прошли действительно результативные переговоры. Главы МИД Саудовской Аравии и Ирана встретились впервые за более чем семь лет. Давние оппоненты наконец налаживают отношения. Благодаря Китаю.