Озверевшая Франция: страна ЕС оказалась на пороге гражданской войны
Больше тысячи машин сожгли за ночь на улицах Франции во время бунтов и мародерства
Ситуация в Европе на сегодняшний день близка к критической точке, за которой вполне может последовать гражданская война. Наглядный пример – Франция, которая погрузилась в хаос после убийства подростка, выходца из Алжира. Как отмечает корреспондент "Известий" Виталий Чащухин, сейчас в этой стране не осталось ни одной силы, вокруг которой могла бы объединиться нация, и которая смогла бы остановить неминуемое падение в пропасть.
Прощание под грабежи и погромы
В последний путь – под грабежи, погромы и ультранасилие. Теперь у Франции есть свой Джордж Флойд – 17-летний житель Нантера по имени Наэль. В этот раз обошлось без золотого гроба и кареты, но все же и его хоронили как героя.
Символ нового французского сопротивления – в духе американского BLM.
На кадрах, показанных в нашем сюжете, запечатлено то, с чего все началось. Во вторник утром полицейские на мотоциклах, не сумев с первой попытки остановить желтый Mercedes Наэля, прицельным выстрелом остановили его сердце – "убийство за неподчинение".
Слова обезумевшей от горя матери, иммигрантки из Алжира, сразу превратились в боевой клич.
"Я не виню полицию, я виню одного человека: того, кто забрал жизнь моего сына", – отмечает мать убитого Муния.
В интервью журналистам она назвала убийство своего сына "расово мотивированным". Именно это и всколыхнуло страну, а разъяренная толпа во всем своем этническом многообразии бросилась в атаку на патрульные машины, комиссариаты и органы власти.
"Моих сослуживцев догнали, бросили на землю и били как собак, по-другому не скажешь", – говорит правоохранитель Жеральд Дарманин.
Ни минуты молчания даже в день похорон парня, траурная процессия быстро перерастает в новые беспорядки. Вместо свечей в память о подростке массово зажигают все, что хорошо горит.
"После налета на оружейную лавку в Марселе в арсенале бунтовщиков – боеприпасы, карабины, а у кого-то и автомат Калашникова отыскался, не говоря уже о вооруженных бензопилами", – отметил корреспондент "Известий".
Эйфория хаоса и жалкие попытка Макрона объясниться с народом
Страна в пугающей эйфории хаоса, но где же президент Макрон и почему он не пресек беспорядки в первые же часы? Французский лидер в этот момент вместе с женой веселился на концерте Элтона Джона, отплясывая на VIP-трибуне.
И только в конце недели, когда последствия стали необратимыми, он экстренно покинул саммит ЕС, чтобы возглавить кризисный штаб и списать все на соцсети и компьютерные игры.
"Некоторые выходят на улицы, словно играя в видеоигры, от которых они опьянели. Платформы и социальные сети серьезно влияют на происходящее. Такие площадки, как Snapchat, TikTok, использовали для организации митингов", – заявил французский лидер.
А ведь всего год назад он и сам с бравадой открывал свой сервер в Minecraft, "режим выживания" из этой популярной игры ему сейчас весьма пригодился. Отменен первый за много лет государственный визит в Германию, и уж тем более ему не до Украины и НАТО – сейчас свою бы страну уберечь.
"Правительство у нас слабое, едва ли оно способно быстро навести порядок, это и правда может привести к гражданской войне. А главной заботой ЕС все равно является Украина. Даже сейчас, когда Франция охвачена хаосом", – говорит адвокат Филипп де Велле.
Одни объявляют сбор помощи родне погибшего, другие – семье полицейского. И последний пока лидирует: 175 тысяч евро в пользу взятого под стражу офицера. И хотя он принес извинения и сказал, что понесет наказание, если докажут его вину, ночные бунты не остановить. Похоже, и правда: был бы повод.
Горячие точки в стране Евросоюза: жгут все, что хорошо горит
Самые горячие и горящие точки – Марсель, Ницца, Лилль, Бордо, Париж и его мигрантские гетто, куда полицейские и раньше-то боялись заходить, а теперь и подавно – только на броневиках и в полной экипировке.
"Массовые беспорядки заставили власти мобилизовать десятки тысяч полицейских и элитные подразделения французского спецназа для разгона и подавления восстаний. В Париже опять применили слезоточивый газ, идут задержания", – говорит Чащухин.
Избивают лежачих, а также грубо отталкивают тех, кто мешает проводить зачистку. Тысячи людей по всей стране все равно выходят, чтобы "отомстить за Наэля", звучат угрозы в адрес ведущих политиков и самого президента.
"Мы здесь, чтобы встать на сторону нашего брата, которого убила полиция. Вот такой Париж. Бейте полицейских", – кричат на митингах.
Только в ночь на субботу сожжено 1350 автомобилей. А уже утром их вывозят эвакуаторами.
Непроходящий запах гари и облака черного дыма – пылают дома, банки, администрации городов и школы. На восстановление потребуется 10 миллионов евро. Для этого требуется спецфонд.
"Это немыслимо. Они уничтожили детскую площадку, моя дочка, ей 8 лет, она раньше играла там. А люди, которым нужно ездить на работу? Они без автомобилей, теперь мы все как наказанные", – говорит местный житель.
Счет на тысячи: количество раненых и задержанных постоянно растет
Но и хорошо вооруженным полицейским приходится частенько сдавать назад.
"Налетай кто может". Смерть 17-летнего Наэля для многих действительно стала лишь поводом для вандализма и мародерства. Одни таранят автомобилем и разворовывают супермаркеты, другие врываются в магазины одежды, штурмуют Apple Store и автоцентры, опустошают банки.
А владельцы заведений вот так, с дубинками в руках, пытаются отстоять свое имущество.
Нищета и низкий социальный статус иммигрантов как еще одна причина происходящего, а это снова возвращает Пятую республику к разговору о десятилетиях провальной политики мультикультурализма, когда обещали, что места для лучшей жизни всем хватит.
"Выходцы из других стран никогда не собирались ни становиться французами, ни интегрироваться в чуждое для них европейское общество, потому что они презирают его", – говорит член Испанского института геополитики Хосеп Алсина.
И пока президент Макрон с головой был погружен в чужие конфликты, из-под контроля вышла его собственная страна. Из последнего: кто-то из бунтовщиков проник в зоопарк и выпустил из клеток животных – слоны и зебры уже на дорогах. Да и сами люди уже как озверевшие, уровень насилия – зашкаливающий.