Когда старость не в радость: в США сформировался самый пожилой сенат
Последние социологические исследования демонстрируют, что Байден не нравится 57% граждан США, Трамп – 55%. И тому, и другому выдвигают все новые и новые обвинения. А альтернативы им, по сути, нет. Более того, эксперты уверены, что слова о вымирании американской демократии – это уже не фигура речи, а пугающая реальность.
Политический истеблишмент США превратился в некое подобие Политбюро ЦК КПСС поздней эпохи Советского Союза, в котором нет ни одного молодого лица.
Сознание президента США – как альтернативная картина мира. Байден может переписать количество чудес света.
"Большой Каньон – одно из девяти чудес света. Я сказал "девять", нет, он один из семи", – заявил он.
Или объяснить принципы экономики так, что не поймет ни один финансист планеты.
"Проблема в том, что слишком много людей работают или работающие люди работают, зарабатывая слишком много денег. Но это не проблема", – еще одно интересное заявление президента США.
Проблема – в самой американской политике. Вашингтонский олимп все чаще заставляет переживать простых граждан за будущее страны.
О возрасте американских политических элит говорит уже и федеральная пресса. The Week размещает карикатуру на демократических лидеров во главе с Байденом и задается вопросом: почему те, кому самое время проводить время в тишине пансионатов для пожилых, не торопятся уходить с Капитолийского холма и из Овального кабинета?
89-летний сенатор из Сан-Франциско два с лишним месяца провела на больничном. И на первом же заседании Дайэнн Файнстайн демонстрирует: выписалась зря.
– На эти средства финансируются приоритетные задачи...
– Просто скажите "да".
– А, хорошо. Да.
Несколько мгновений спустя она по ошибке сказала "нет" по законопроекту, за который собиралась голосовать. Ей уже почти 90 лет. А вот 81-летний лидер сенатского меньшинства завис на полуслове.
"Как только вы зарекомендуете себя как преданную марионетку глубинного государства, деньги в ваш карман польются рекой. Этих людей не интересует следующее поколение. Для них мир умрет вместе с ними", – заявил Ричард Блэк, экс-сенатор штата Вирджиния.
Сегодня в США – не только старейший в истории президент. Никогда не было столь пожилого состава сената. Четверть всех законодателей Америки – на восьмом десятке. И ни о какой сменяемости власти они и слышать не хотят.
Все 70 лет существования у штата Аляска был только один конгрессмен Дон Янг. Ему 88. На глазах сенатора Чака Грассли выросло несколько поколений жителей Айовы. В прошлом году он переизбирался на восьмой срок, к финалу которого Грассли исполнится 95. Но и после этого он не станет старейшим политиком страны. Стром Термонд досидел в парламенте до своего столетия. От служения Америке его избавила только смерть.
Ущербность американской политической системы продемонстрировал случай Дэнниса Хофа. Владелец сети публичных домов – в Неваде они официально разрешены. Он столь бурно отмечал свое 72-летие в кругу юных подчиненных, что наутро его нашли мертвым. И такой образ жизни никогда не мешал Хофу выиграть выборы в законодательную ассамблею штата.
Просто в основе американской геронтократии – прочные узы лоббизма. Состояние той же Файнстайн оценивается чуть ли не в 100 миллионов долларов, большую часть из которых она заработала в сенатском кресле. Политика считают лидером еврейского лобби в парламенте. А еще ее спонсирует Intel.
Сам лидер сенатского большинства Чак Шумер не может позволить себе оставить тему Бигтеха потому, что устроил в компании вроде Google, Apple и Amazon десятки своих родственников и подчиненных. В американской прессе уверены: именно поэтому в стране до сих пор нет закона, ограничивающего монополию технологических гигантов. Зато есть норма, которая позволяет большим компаниям тратить любые деньги на финансирование избирательных кампаний.
"У нас есть класс профессиональных политиков, которые осознают: ого, я должен держаться за власть, на кону столько денег. Да, власть важна, но этих денег хватит мне, всей семье или друзьям", – говорит журналист Джон Вароли.
Управлять стариками-лоббистам, конечно, проще. Благодаря немощным обитателям Капитолия тот же ВПК наживался на вооруженных конфликтах задолго до событий на Украине. То ли дело сейчас, когда в Овальном кабинете сидит человек, который постоянно падает, теряется, здоровается с пустотой. И вместо того, чтобы спасать жителей охваченных пожарами Гавайев, спасает журналиста от насекомых.
Рядовых ровесников американских конгрессменов чаще можно встретить в подобных центрах для пожилых. Свои будни они проводят за настольными играми и рукоделием, ездят на экскурсии и даже посещают кружки по танцам. Здесь же можно получить обед всего за полтора доллара. Сущие копейки для чиновника средней руки, зарплата которого – сотни тысяч долларов в год.
Только вряд ли вашингтонские старцы прислушаются. Держаться за парламентские кресла они готовы до последнего вздоха. Слишком большие деньги на кону.