Кассетные видеомагнитофоны окончательно ушли в прошлое
"Кина не будет". Сегодня в Японии объявили об окончательном конце эпохи видеокассет. "Последними из могикан" оказались сотрудники компании Funai, единственные в мире они продолжали упорно выпускать видеомагнитофоны и знаменитые VHS.
Однако в итоге были вынуждены сдаться: пленка уже давно не выдерживает конкуренции с цифрой, и не обращать внимание на веяния времени стало просто невозможно.
По крайней мере, на кассетах. Решение прекратить выпуск эпохальной техники принято из-за сложности поиска комплектующих. VHS почти не продаётся – за последний год всего несколько тысяч. Вместо миллионов, как это было 30 лет назад. Тогда японский видеомагнитофон стоил как автомобиль, достать его было почти невозможно. На кассетах в Россию впервые приехал "Терминатор", именно VHS с замиранием сердца вставляли в магнитофон, чтобы увидеть Чужого. Советские граждане узнали, кто такой Люк Скайуокер, и впервые увидели американского полицейского, закованного в железную броню.
"Когда начало проникать видео, то у всех было твёрдое впечатление, что нам показывают реалии западной жизни", - отмечает Дмитрий Пучков, известный как Гоблин.
Огромный теневой бизнес: кассетами менялись, их продавали в 20 раз дороже, чем за границей. За эротическую запись или антисоветчину сажали в тюрьму на 3 года.
228-я статья УК Советского Союза. В определенный момент свет выключался во всём подъезде, и, если в магнитофоне оставалась в общем-то невинная "Эманнуэль", приходилось ломать, ведь через пару минут в квартиру постучатся милиционеры. И горе тому, кто решил насладиться запретным плодом.
Первый ручеек информации о том, как живут за "железным занавесом", вылился в подпольное море. Почти каждый, кто летел за границу, возвращался с кассетой в чемодане. В аэропорту их проверить не могли – магнитофона не было. Верили на слово, что на записи "Броненосец Потемкин", а не "Греческая смоковница".
А потом американское, французское и английское кино озвучивали по-русски, и не было более знаменитых голосов, чем переводчики эпохи VHS.
"Это иногда было по 4 картины в день. Вы можете себе представить? Это по 200-150 машинописных страниц. И вот ты за день это дело как-то прочитываешь. Качество вы сами понимаете какое", - отмечает актер театра, кино и дубляжа Никита Прозоровский.
Из студий записи - к фарцовщикам, а потом – на развалы и в видеосалоны. Магнитофоны и кассеты чуть не загубили кинотеатры. Кому нужен советский реализм, когда все спорят, кто круче: Рэмбо или Брюс Ли.
Вместо огромных экранов – видеодвойка, вместо комфортных кресел – неудобные стулья в подвале. В видеосалонах можно было встретить и звёзд советской эстрады, но даже им не давали подержать видеокассету. Инженер салона обращался с ней бережнее, чем с ребёнком.
По словам Алимжана Тохтахунова, в криминальных кругах больше известного как Тайванчик, на западных фильмах, например про Джеки Чана, выросло целое поколение бандитов, которые сразу из подвала с магнитофоном шли в спортивный зал.
"Мне такие фильмы, как про мафию: "Крестный отец", "Лицо со шрамом", ещё какие-то", - отмечает он.
На заре эпохи VHS кассета могла стоить 1,5-2 зарплаты советского инженера. Ими менялись, их прятали, а каждый зритель имел блокнот с явками и паролями – у кого и какой фильм лежит на полке. Но потом появились диски, флешки, интернет, HD качество, и "видаки" стали историей.