Обстановка в Нагорном Карабахе: главное
Кадры из Нагорного Карабаха уже можно назвать историческими: жителей местных сел эвакуируют наши миротворцы: они ведут людей на территорию степанакертского аэропорта, где расположен штаб российского контингента.
Тысячи этнических армян оставили свои дома и хотят как можно скорее покинуть непризнанную республику. Даже несмотря на то, что боестолкновения в регионе прекратились. Сегодня днем был только один громкий инцидент. В 20 километрах к северу от Степанакерта из стрелкового оружия был обстрелян автомобиль с нашими миротворцами, которые возвращались с наблюдательного поста. В Минобороны сообщили, что российские военнослужащие погибли. Сейчас на месте работают следователи Азербайджана и РФ. Армянские силовики сегодня занимаются тем, что пытаются сдержать массовые акции протеста у себя дома, в основном в Ереване.
С часу по полудню в Карабахе – тишина, гнетущая для каждого, кто теперь именуется беженцем. Они заполнили аэропорт Степанакерта, ожидая эвакуации. Их семьями принимают наши миротворцы на территории базы. Медики работают с пострадавшими, вероятно, последними в истории долгого и сложного территориального спора.
"Ереван поддерживает позицию армян Карабаха по прекращению огня" – заявление МИДа Армении, которое можно считать точкой над i в тридцатилетней истории Арцаха. Хрупкой государственности хватило всего на год – с момента, когда в Праге премьер Никол Пашинян подписал соглашение с президентом Ильхамом Алиевым о взаимном признании территориальной целостности Армении и Азербайджана. Де-юре именно эта подпись Пашиняна закрепила Карабах в пределах суверенитета Баку. А своим последним заявлением он, по сути, снимает с себя ответственность за случившееся.
"Армения никак не участвовала в подписанном тексте по Нагорному Карабаху… Если российские миротворцы выступили с таким предложением, это означает, что они безоговорочно приняли на себя ответственность за безопасность армян Нагорного Карабаха", – заявил Пашинян.
При этом премьер ссылается на трехстороннее соглашение, определявшее пределы миротворческой миссии – то самое, которое он обесценил и лишил основы прошлой осенью в Праге, признав азербайджанскую претензию на Карабах. Поддержку Армении в тех переговорах на западной площадке оказывал француз Макрон. За Азербайджаном стояла Турция, и она продолжает стоять – политически и в военном смысле. А вот француз Макрон, так же, как немец Шольц, как канадский МИД – лишь выразили обеспокоенность. И даже американец Блинкен в телефонном разговоре с Алиевым не смог отстоять позицию США по ситуации и еще раз озвучил ультиматум Азербайджана. Все это в день, когда заканчивались распиаренные армяно-американские военные учения.
"У меня сейчас единственная надежда, чтобы хотя бы дали гуманитарный коридор. Если не будет какого-то там соглашения или капитуляции, так скажем, и они не дадут гуманитарный коридор, чтобы люди вышли", – рассказала местная жительница Аривик Сулейманян.
Она делилась этими переживаниями за пару часов до объявления той самой капитуляции. Она родом из карабахского села Мартуни, там ее родители, братья, друзья. Аривик выходила на митинги у правительства Армении вместе с другими недовольными действиями властей армянами, понимая, что Пашинян не будет с ними говорить. И что судьба Арцаха была предрешена демонстративным разворотом его политики на Запад.
Сегодня к митингующим на площади Республики в Ереване, под зданием правительства, присоединились студенты. В руках – уходящий в историю флаг, лишь деталями отличающийся от флага Армении. Понятно, что без политического кризиса события этого дня не обойдутся. Вопрос, насколько острым он будет.
Эти люди на армянском скандируют: "Никол – предатель".
"Мы будем требовать, чтобы они ушли в отставку", – говорит один из участников акции протеста.
"Сейчас правительство осуществляет геноцид моего народа, и наше правительство сдает наших соотечественников", – заявил другой.
Геноцид, конечно, слово не совсем то. Его, скорее, диктуют эмоции, которых на площади через край. Но главное сейчас, действительно, позаботиться об армянском населении региона.
Совсем скоро этот горный серпантин станет гораздо более оживленным. По нему потянется транспорт с беженцами, и его будет много. Это Горис – теперь уже совершенно точно приграничный армянский городок. Дальше за ним – Лачинский коридор и Карабах. Очертания этого процесса будут определяться завтра на переговорах сторон – Степанакерта и Баку – на азербайджанской территории, в городе Евлах.