Упал в тумане: последние данные о крушении вертолета президента Ирана
На официальной странице президента Ирана в соцсети X появилась публикация, которая косвенно подтверждает гибель Ибрахима Раиси.
"Мир Ибрахиму. Так мы вознаграждаем творящих добро. Воистину, он – один из наших верных слуг", – написано в аккаунте.
А в аккаунте местного министра экономики появилась фотография рабочего места Раиси. На столе, за которым, как утверждается, сидел президент во время заседаний правительства, теперь стоит его фото, а кресло накрыто черной тканью. По предварительным данным, воздушное судно врезалось в гору в условиях почти нулевой видимости. В районе падения был сильнейший туман, к которому позже добавились дождь со снегом. Это, в частности, сильно осложнило поиски. И больше половины суток о судьбе борта Раиси ничего не было известно. Игорь Капориков восстановил хронологию трагедии.
Спустя почти 15 часов крупномасштабной поисково-спасательной операции место крушения вертолета, на борту которого находился президент Ирана, найдено.
Предположительно, здесь произошла жесткая посадка – пока именно так в Иране называют то, что случилось в горах на границе с Азербайджаном. На склоне холма, в гуще деревьев, едва можно различить хвост и обгоревшие детали вертолета. Они разбросаны в радиусе сотен метров вокруг. Шансы найти выживших были минимальны.
Все это время сведения о судьбе Ибрахима Раиси и находившихся с ним в вертолете людей поступали самые противоречивые. От сообщений о том, что группа президента направляется к ближайшему населенному пункту, до подтверждения гибели всех, кто был на борту.
Местность, где произошло крушение, труднодоступная, плюс густой туман. Видимость не больше пяти метров. Это одна из причин, почему вертолет Ибрахима Раиси, министра иностранных дел Ирана и тех, кто их сопровождал, так долго не могли найти.
Немедленно на место происшествия отправились спасатели. По разным данным, их до 40 различных групп, вплоть до военного спецназа. В небе работали беспилотники.
Именно с помощью дрона удалось найти место крушения, а точнее – пятно теплового излучения на склоне горы.
В этот день Раиси возвращался из иранской провинции Восточный Азербайджан, где вместе с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым участвовал в церемонии открытия дамбы на реке Аракс. Это интервью было записано за несколько часов до трагедии.
"Эта плотина может обеспечить очень безопасный транзит товаров, пассажиров и туристов. Учитывая, насколько серьезно ведутся работы, я думаю, что это займет меньше времени, чем первоначально предполагалось, а это почти три года", – заявил Раиси.
Душевное прощание, затем группа из трех иранских вертолетов быстро набирает высоту. Два вернулись, а вертолет президента, американский Bell 212, исчез с радаров во второй половине дня.
"Поступили неподтвержденные сообщения об аварии с участием одного из вертолетов, сопровождавших президента, в районе Джольфы", – сообщало иранское телевидение.
Что могло произойти с вертолетом, на котором находился президент Ирана, министр иностранных дел и губернатор одной из провинций, остается неясным. Местные власти рассматривают все версии, в том числе ошибку пилотов.
"Погодные условия, действительно, были очень плохими. В данной ситуации, в горах, в облачности, при дожде, видимость очень плохая и, естественно, тут можно натворить дел сколько хочешь. Скорее всего, ошибка", – считает заслуженный летчик-испытатель Василий Заболотский.
Ибрахиму Раиси 63 года. Он ультраконсерватор, участник Исламской революции. После которой продолжил карьеру в органах судебной системы и прокуратуры. Президентом был избран в 2021 году.
"Является всенародно избранным президентом. Больше 70 процентов голосов за него было отдано гражданами Ирана. Повторюсь, он не является верховным главнокомандующим. Не является главой государства", – отметил руководитель Центра экспертного сопровождения политических процессов Алексей Ярошенко.
Всю ночь в мечетях Ирана люди со слезами на глазах молились за здоровье своего президента. Сотни человек вышли на улицы в столице Тегеран. В соответствии со ст. 131 иранской Конституции, в случае смерти президента его полномочия переходят к первому заместителю. С 2021 года эту должность занимает Мохаммад Мохбер.