Version: 0.1.0

"Сталкер" Тарковского покажут на фестивале в Венеции

Легендарный фильм будет бороться за приз в своей программе.

Сегодня в Венеции открывается международный кинофестиваль. В этом году на кинофорум привезли сразу несколько картин из России. В их числе "Сталкер" Андрея Тарковского, отреставрированный на "Мосфильме". И это не просто показ в рамках фестиваля. Легендарный фильм будет бороться за приз в своей программе.

Прелесть любого кинофестиваля заключается в том, что на нем можно увидеть фильмы на любой вкус. Программа не ограничивается основным конкурсом, но включает в себя и смотры даже для самых притязательных зрителей. Например, классики на большом экране. В этом году на Венецианском фестивале Россия представлена, я бы сказал, фундаментально: в основном конкурсе участвует картина Андрея Кончаловского "Рай", а в программе "Венецианская классика" - "Очи черные" Никиты Михалкова и шедевр Андрея Тарковского "Сталкер", специально отреставрированный на "Мосфильме", отмечает кинокритик Николай Никулин.

"Мы решили "Сталкера" сделать. Поскольку это Тарковский, конечно, он представляет интерес для Венеции", - заявил режиссер, генеральный директор киноконцерна "Мосфильм" Карен Шахназаров.

Собственно, в конкурсе "Венецианская классика" имеют право быть показанными исключительно отреставрированные картины. Мало лишь оцифровать пленку, нужно каждый кадр почистить, устранить дефекты, выровнять звук. Словом, сделать так, чтобы лента смотрелась по-современному. Киноконцерн "Мосфильм" на сегодняшний момент отреставрировал уже более 70 картин, а это большая кропотливая работа. И "Сталкер" получился таким, словно его сняли вчера.

"Бывает такое, что некоторые места сканируют по одному кадру вручную. Это обычное дело при реставрации, мы имеем дело не с новой пленкой, а со старой. Дальше начинается сложный процесс: обязательно автоматическая чистка, ее нужно сделать аккуратно", - говорит заместитель генерального директора "Мосфильма" Игорь Багдасаров.

В повести братьев Стругацких "Пикник на обочине" главный герой - это сталкер (тогда-то и появилось это слово), то есть проводник в некую зону, заброшенную и мистическую. В фильме этот персонаж в исполнении Александра Кайдановского должен был быть не самых честных правил. Кажется, картину уже отсняли, однако после съёмок пленка оказалась бракованной. Пришлось переснимать и даже переписать сюжет. Проводник в зону, где не работают законы физики, стал, если угодно, блаженным. А сама зона символом другого мира - духовного. Именно этот вариант, превратившийся в философскую притчу о страхе своих желаний, и вошел в историю кино.

История кино открывается заново. Лишь избранные счастливчики могли увидеть картину Андрея Тарковского на большом экране. А сейчас это можно сделать лишь на видео. Но разве это можно сравнить с просмотром в кинозале? Ведь магия кино раскрывается лишь при полном эмоциональном погружении. После Венеции "Сталкера" можно будет увидеть и в России и еще раз пережить путешествие безымянных писателя, ученого и проводника к пресловутой "Машине желаний".

"Сталкер" Тарковского покажут на фестивале в Венеции