В Литве облили краской памятник советскому воину-освободителю
Попытка властей Литвы продемонстрировать свою приверженность европейским идеям толерантности обернулась настоящим скандалом. И это тоже продолжение той самой истории, когда однажды дав волю радикалом, власть теперь не знает, что с ними делать.
День языков Европы и мультикультурности в Вильнюсе оказался совсем от культуры далеким. Табличка с названием улицы на русском языке, которую торжественно установили соответственно на русской улице – она тут существует, между прочим, еще с 14 века – не продержалась и суток. Вандалы замазали ненавистную кириллицу, которая мозолила глаза, коричневой краской.
Трогательную речь глава МИД, конечно, произнес, табличку кое-как отмыли, но, как говорится, осадочек остался. Причем у самих же жителей Вильнюса. Горожане справедливо недоумевают, названия улиц на польском и даже исландском почему-то никого не возмущают, и таблички никто не трогает.
Другой неловкий для литовских властей, но симптоматичный эпизод произошел уже на юге страны. Националисты изуродовали памятник советскому воину-освободителю. Облили его краской.
Радикалы неоднократно требовали демонтировать монумент, на что в мэрии придумали забавную формулировку "он ведь никого не раздражает". А в соседней Латвии все русское, похоже, стало раздражать до такой степени, что счет уже идет на количество слов, произнесенных на языке Пушкина. Своего кресла может лишиться пока один из депутатов Сейма "за недостаточное использование латышского языка". Вмешалась пресловутая языковая инспекция, чей штат множится день ото дня, а вся деятельность отсылает к романам-антиутопиям.
Репрессии докатились аж до соцсетей. Мэр Риги Нил Ушаков с трудом отстоял свое право писать в фейсбуке и на латышском, и на русском. Впрочем, все старания балтийских стран таким вот сомнительным образом понравиться Западу, похоже, остаются незамеченными. Один из американских сенаторов недавно сказал буквально следующее: как ни крути, Эстония – это по-прежнему окрестности Петербурга.