В ожидании атаки: что происходит в Израиле после убийства Хании
Иран начал военные учения на крайнем западе страны. Все это на фоне обещаний Тегерана наказать Израиль за убийство на своей территории главы политбюро ХАМАС.
Израилю полномасштабная война сейчас, как ни странно, выгодна. С одной стороны, удар Ирана – это шанс привлечь на сторону Тель-Авива еще больше сторонников. Традиционные противники – Ирак и Сирия – ослаблены запрещенным ИГИЛ*, Иордания и Египет откровенно нейтральны. В случае боевых действий есть неплохой шанс получить, возможно, какие-то территориальные приобретения. А они очень нужны откровенно молодому населению Израиля. Детей и молодежи там почти в два раза больше, чем пожилых. И огромный мобилизационный ресурс, причем и мужского и женского пола. За последние полгода генералам удалось вывести армию из спящего состояния и модернизировать. Плюс убедить своих финансистов в том, что поддержку вооруженных сил надо увеличивать. С другой стороны, Иран все последние годы отрабатывает стратегию того, как выигрывать, фактически не воюя. Валентин Трушнин продолжит.
Пустые улицы, закрытые заведения, сгоревшие автомобили. Приграничный район Верхняя Галилея обезлюдел. Обстрелы здесь почти каждый день.
Город Керият-Шмоне – это север Израиля. Вот за горой уже Ливан, откуда прилетают реактивные снаряды систем залпового огня и беспилотники. Мы рядом с ТЦ, и видно, что его атаковали несколько раз, судя по всему, беспилотники, пробоины в стенах. Населению предложили: кто хочет, может уехать, им предоставляют жилье в других городах – гостиницы, отели, но такой насильственной, тотальной эвакуации здесь еще не было, как в населенных пунктах, которые находятся севернее, еще ближе к границе. Практически в каждом дворе здесь обустроенные бомбоубежища.
Укрытия надежные, есть вода и электричество, спрятаны глубоко под землей и способны выдержать любые обстрелы.
Вода есть, очень много розеток, чтобы заряжать телефоны и другие приборы.
Вот только пустуют бомбоубежища – люди все равно уехали. Из 20 тысяч населения в Керият-Шмоне осталось меньше тысячи. Почти все, кого мы встречаем, – военные, их снимать нельзя. Если видишь гражданских в таких вымерших городках – наверняка это русскоязычные.
"Мы не решились никуда ехать. А что, там лучше, что ли? И там стреляют", – говорит житель Керият-Шмоне Валерий.
"Падают ракеты, страшно. Иногда по 30–40 ракет. И ракеты и беспилотники. Не знаешь, где настигнет тебя это. Хорошо, что бомбоубежище есть. Страшно", – отмечает его жена Татьяна.
Но все эти обстрелы еще не тот скоординированный совместный удар "Хезболлы" и Ирана, который в Израиле ждут все последние дни. И пока США призывают стороны к сдержанности, израильские власти делают все новые шаги к обострению конфликта: в субботу нанесен ракетный удар по школе в Газе. В ней находились беженцы.
"Мы спали, а потом на нас обрушился огонь. Мы не знали, целились они в нас или нет. Потом мне обожгло руку и ногу. Мы ждали скорую помощь и начали кричать. Слава Богу, что к нам приехала скорая помощь, так как многие погибли. Мы невиновны и не имеем ко всему этому никакого отношения", – заявила пострадавшая Айя Обейд.
И опять около сотни погибших под завалами. Очередной неизбирательный удар, который неизбежно повлечет новый виток эскалации. Израиль просто не оставляет своим оппонентам пути к мирному разрешению ситуации без потери лица. Сводит на нет все дипломатические усилия миротворцев.
"Израильтяне выбрали эскалацию, совершив убийства. Мы ответим, но обдуманно и осмотрительно. Ожидание нашего ответа – часть наказания. Ожидание – это часть войны. Наш ответ будет мощным, эффективным и незамедлительным", – отметил генсекретарь "Хезболлы" Хасан Насралла.
Но на Ближнем Востоке привыкли к быстрым ответам. Пауза, которую взял Иран и близкая ему ливанская "Хезболла", порождает в Израиле шапкозакидательские настроения, мол, нам удалось запугать Тегеран. Такие мысли поощряет Нетаньяху.
"Я знаю, что граждане Израиля находятся в состоянии боевой готовности, и прошу вас об одном – сохраняйте выдержку и хладнокровие. Мы готовы как к обороне, так и к нападению, мы наносим удары по нашим врагам и полны решимости защитить себя", – говорит премьер-министр Израиля.
Военные тоже демонстрируют самоуверенность:
"Мы будем знать, как провести очень быструю атаку в любой точке Ливана, Газы, в любой точке Ближнего Востока, над землей и под землей", – отмечает начальник Генштаба ЦАХАЛ Херци Ха-Леви.
Шапкозакидательство базируется на апрельском опыте, когда почти все иранские дроны и ракеты были сбиты. Но на днях – на пике режима повышенной готовности – израильскую противовоздушную оборону прорвали всего несколько дронов "Хезболлы". А одна из ракет "Железного купола", которыми пытались отразить атаку, упала на гражданский автомобиль в Нагарии и взорвалась – в результате один человек погиб, один тяжело ранен. Заодно был разрушен миф об идеальной и непробиваемой израильской ПВО. Поэтому последствия массовой атаки, в случае если Иран не будет предупреждать США о начале ударов, могут быть непредсказуемыми.
* Запрещенная в России террористическая организация.