Путин установил рекорд по количеству и широте политических шагов за неделю
Давайте посмотрим перелеты президента России на этой неделе. Ее начало он встретил в Стамбуле на энергетическом форуме. Потом перелетает обратно в Россию, где в городе Коврове проводит Госсовет по спорту. Следующая точка – Москва, экономический форум "Россия зовет!". Заседание правительства по вопросу бюджета. Дальше – саммит коллективной безопасности ОДКБ в Ереване, потом Индия, Гоа, саммит организации БРИКС. И в каждом пункте Путин дает подробные комментарии по вопросам внешней и внутренней политики. По экономике и так далее. И вот интересный эффект. Если сравнить риторику наших западных уже непартнеров на прошлой неделе и на этой, то видно, как она уходит от форм экстремальных.
Если в прошлое воскресенье всерьез обсуждали перспективы ядерных ударов, то на этой неделе американцы грозят уже только кибератакой на Россию. В поисках какого-то компромата. При этом Путин даже не стучал ботинком по трибуне ООН с угрозой показать кузькину мать Америке. Кузькина мать по-прежнему спит себе глубоким сном.
Путин оказался на первых полосах турецких газет. В речах кандидатов в президенты США. И в мыслях европейских лидеров.
За семь дней президент успел встретиться с десятком мировых лидеров. Он нанес важный визит в Турцию. И не нанес во Францию, что тоже стало событием. Побывал в Армении и слетал в Индию, на Гоа. Минувшая неделя стала рекордной по количеству и широте политических шагов российского президента.
Еще недавно трудно было себе представить, что российский и турецкий лидеры под торжественную музыку появляются на Всемирном энергетическом конгрессе. Где-то рядом – главы Азербайджана и Венесуэлы. Но по задумке организаторов – в центре внимания только двое. В зале все понимают – это к большим переменам. И они происходят спустя уже несколько минут.
"Россия готова присоединиться к совместным мерам по ограничению добычи и призывает к этому других экспортеров нефти. Мы поддерживаем недавнюю инициативу ОПЕК по фиксации лимитов на добычу и рассчитываем, что на заседании ОПЕК в ноябре эта идея воплотится в конкретные договоренности, дав позитивный сигнал рынкам и инвесторам", – заявил Владимир Путин.
Сразу после этих слов стала стремительно расти цена на нефть. Марка Brent впервые с начала года пробила отметку в 53 доллара за баррель. Что, по мнению Путина, закономерно. Спрос на углеводороды увеличивается. Несмотря на то, что еще недавно цены на рынке искусственно обвалили.
"Особо хотел бы подчеркнуть, что недопустимы попытки сдерживать развитие энергетической отрасли в угоду каким бы то ни было политическим амбициям отдельной страны. Имею в виду ставшее модным использование односторонних санкций, необоснованных ограничений на доступ к инвестиционным ресурсам, передовым технологиям. Это все равно не дает нужных для инициаторов этих идей результатов", – заявил Путин.
Тем не менее властями ряда стран практикуются рекомендации бизнесу сворачивать доходные проекты, отказываться от закупок топлива по кратчайшим маршрутам и по выгодным ценам. При этом ссылаются на так называемую союзническую солидарность и блоковую дисциплину. Такие действия отнюдь не добавляют стабильности мировой энергетике, да и мировой экономике в целом. Если уж честно, все мы это знаем и видим, нужно сказать, что инициаторы подобных идей не очень-то думают как раз о своих союзниках-партнерах, но никогда не принимают решений, которые противоречат их собственным интересам.
Между Россией и Турцией – сбитый самолет. Разрыв сотрудничества во многих сферах. И принесенные Эрдоганом извинения. На то, чтобы начать строить отношения заново, понадобилось несколько месяцев. Но когда-то это нужно было сделать. Я был в Стамбуле в эти дни и сам наблюдал за тем, как реагируют на сближение наших стран простые турки. И как живо обсуждают это в кулуарах владельцы крупнейших мировых энергетических корпораций.
Всех, конечно, особо впечатлило подписание межправительственного соглашения по "Турецкому потоку". В присутствии Путина и Эрдогана.
Стороны не могли это сделать даже в годы лучших российско-турецких отношений. Сейчас, как говорится, несчастье помогло. Газопровод из России в Турцию, а из нее в Европу станет альтернативой "Южному потоку". Больнее всего это ударит по Украине. Проект лишит Незалежную большей части транзита. А значит, заработка и возможности шантажировать соседей.
Ну а в Европе, кажется, не рады восстановлению отношений между Россией и Турцией в принципе. Олланд даже заговариваться начал.
"Я считаю, что диалог необходим с Турцией, но… с Россией", – невнятно проговорил он.
Сразу видно, какие мысли не дают французскому президенту покоя. В своих речах Олланд совсем запутался. Как-то даже усомнился, стоит ли ему вообще встречаться с Владимиром Путиным. При том, что сам пригласил его в Париж. Вскоре из Москвы пришла новость: российский президент во Францию не поедет.
По российско-французским отношениям сильно ударило вето, которое нашей стране пришлось наложить на резолюцию Франции в ООН. Вся вина в ней возлагалась на официальные сирийские власти. И ни слова про оппозицию. Этот дипломатический скандал Владимир Путин прокомментировал чуть позже, на форуме "Россия зовет!".
"Знаете, мы не любим ковыряться в этом дипломатическом белье. Только внешне так все красиво, но иногда запах не очень приличный оттуда. Но если мы вынуждены, то мы тогда должны что-то говорить, и я вам отвечу. Не наши партнеры должны обижаться на эту ситуацию по поводу нашего вето на французскую резолюцию. Это, скорее всего, мы должны обижаться", – заявил он.
По словам президента, французские дипломаты сначала обещали учесть в резолюции интересы России. Но после консультаций в Вашингтоне резко поменяли позицию. Еще один искусственно созданный конфликт. Чтобы обосновать новую попытку изоляции России. За океаном в это все еще верят.
"Что касается изоляции… Да у них моторесурса и бензина не хватит, чтобы все наши границы объехать! Какая изоляция для такой страны, как Россия? Это что такое? Это инструмент давления. Нужно идти не по пути давления и шантажа, а по пути компромиссов", – отметил президент.
На известном бизнес-форуме президенту в этот раз "экономических" вопросов почти не задавали. Всех интересовала политика. Обсудили влияние России и лично Путина на предвыборную кампанию в США. Там сейчас фамилию российского лидера упоминают так часто, будто это он претендует на пост главы Соединенных Штатов. Пришлось еще раз опровергнуть обвинения в хакерских атаках. И напомнить о том, кто любит лезть во внутренние дела суверенных государств.
"Это кто нам говорит об этом? Кто это говорит? Да наши партнеры, администрация только тем и занимаются, что давят на все страны. Причем и на союзников. И подслушивают, и прослушивают своих союзников, используют эту информацию. Вот вам ответ на хакерские атаки. Мы что наблюдаем? Какие-то хакеры вбросили информацию о том, как неблаговидно ведет себя штаб госпожи Клинтон в ходе избирательной кампании: поддерживает одного внутрипартийного кандидата в ущерб другому. Началась истерика по поводу того, что это в интересах России. Да ничего там нет в интересах России. Но истерика вызвана только тем, чтобы отвлечь внимание американского народа от сути того, что выложили хакеры. А суть – это манипуляция общественным мнением", – сказал российский лидер.
От западных партнеров последнее время вообще много сюрпризов. Больше всего не дает покоя ситуация в Алеппо. Сирийская армия при поддержке российских ВКС пытается вытеснить из восточной части города террористов "Ан-Нусры". Американские и европейские политики наперебой обвиняют Россию в нарушениях. А в городе и на подступах к нему происходят провокации. Самая громкая – обстрел гуманитарной колонны на трассе Кастелло. Уже известно, что это дело рук боевиков. Но ситуация гораздо сложнее. Об этом российский президент рассказал в интервью французским журналистам.
"Я сейчас удивлю и вас, и ваших зрителей. Нам предложили, чтобы наши вооруженные силы, военнослужащие российской армии, встали на этой дороге и обеспечили безопасность. Наши военные, люди мужественные и решительные, пришли ко мне и сказали: да, хорошо, мы готовы. Я сказал: нет, мы сделаем это, но только вместе с американцами, предложите им это. Мы предложили, они (американцы) тут же отказались, вставать не хотят, отводить боевые подразделения этих группировок оппозиционных, террористических не хотят. Что с этим делать?" – заявил он.
России остается лишь гнуть свою прежнюю линию: последовательной борьбы с международным терроризмом. Как раз это Путин и обсудил с лидерами стран ОДКБ на саммите в Ереване. Очень предметно: приняли стратегию коллективной безопасности и решили создать центр кризисного реагирования.
Терроризм стал одной из главных тем на саммите БРИКС, который прошел в выходные в Индии.
На Гоа Владимир Путин прибыл в явно хорошем настроении. Пока российский президент наблюдал за народным танцем, в пресс-центре рабочие исправляли огрехи. Столы сколотили наспех, с гвоздями наружу. Саммит вообще готовили в короткие сроки. Традиционно встречи пятерки проходили в декабре. Но в этот раз появились причины собраться раньше.
О том, что саммит не будет легким, стало понятно задолго до его начала. С момента встречи лидеров в Уфе в прошлом году слишком многое изменилось. В Бразилии прошел импичмент. И теперь страну вместо Дилмы Русеф представляет Мишел Темер. А у этого президента совсем другие политические взгляды.
Кроме того, у Индии и Китая обострились противоречия. Но при этом членов БРИКС объединяют общие угрозы.
Поэтому одной из главных тем встречи пятерки на Гоа стала борьба с международным терроризмом. Его и ситуацию в Сирии Путин еще в самом начале саммита обсудил на переговорах с индийским премьером Моди. Говорили, впрочем, о многом. Страны хотят открыть совместное производство вертолета К-226, в субботу на юге индийского штата Тамилнад торжественно заложили 3-й и 4-й блоки АЭС "Куданкулам". И еще одна важная новость: индийские войска получат российский комплекс С-400 "Триумф". Подписано также соглашение о поставках российской нефти: 100 миллионов тонн за 10 лет. Удачно встретились. Премьер Индии даже по-русски заговорил.
"Старый друг лучше новых двух", – заявил премьер-министр Индии Нарендра Моди.
Отношения между Россией и Индией особые. Оттого и Путина Моди принимал с особым радушием. Он не только несколько слов сказал по-русски вначале, но и всю свою речь произнес на английском языке. При этом всем хорошо известно: премьер принципиально говорит только на хинди. В этот раз сделал исключение, чтобы российский президент мог понять его без переводчика. И Владимир Путин понял.
"Россия и Индия – не только энергетические, но и стратегические партнеры", – заявил Путин.
В первый день саммита Владимир Путин встретился с еще одним лидером дружественного России государства – председателем КНР Си Цзиньпином. Обсудили Сирию, ситуацию на Корейском полуострове. И снова сошлись во взглядах по основным международным проблемам. После российский президент еще побеседовал с президентом ЮАР Джейкобом Зумой. Разговоры об изоляции России здесь кажутся особо неуместными. Впрочем, главы стран, экономики которых составляют треть мирового ВВП, а население – половину всех живущих на планете, об этом на Гоа не говорили. У них совсем другие интересы, основанные на сотрудничестве.