Задавал не те вопросы: Каверин вернулся в РФ после освобождения из Афганистана
Россиянин, который больше полутора месяцев провел в заключении в Афганистане, вернулся на родину. Ученого Святослава Каверина встретили в Москве этой ночью. Этнографа обвинили в контрабанде и шпионаже, пытали, оказывали давление, но доказать ничего так и не смогли. При этом даже после суда, на котором Каверина оправдали, еще три недели держали в изоляторе в Кабуле, не давая выйти на связь. Все детали раскрылись только сейчас, когда россиянин оказался дома. Подробнее о ситуации в сюжете РЕН ТВ рассказал корреспондент Кирилл Солодков.
Переговоры об освобождении российского этнографа проходили тихо и не публично. После полутора месяцев в афганском изоляторе Святослав Каверин наконец возвращается на родную землю. В аэропорту ученого встречают самые близкие – мама, друзья и коллеги по работе. Спустя четыре часа после приземления Каверин наконец выходит в зону прилета. Свой день рождения он встретил в терминале аэропорта.
"Вот я на свободе, рад быть на родине снова, что сказать. Видите, какой нарядный? Они считают, что человек в мятой одежде не должен выходить, должен выходить опрятный. Выдали вот мне, носки не дали, пояс называется "Дипломат", – рассказал ученый.
Эта научная экспедиция не должна была отличаться от десятка других таких же: в Афганистан Каверин летает дважды в год последние десять лет, но в этот раз в провинции Кундуз внезапно все пошло не по плану.
"Нашли у меня чайники советские с афганской чеканкой. Есть такие вещи интересные в лавках. Украшения, камни – драгоценные, недрагоценные, ну, у меня по мелочам что-то было там, разное. Говорят, ты контрабандист. Произвол просто вот, надуманно, знаете", – заявил этнограф.
Простой допрос обернулся почти двухмесячным заточением. Каверина перевели в Кабуле в изолятор для иностранцев. Получить хоть какую-то весточку от сына все это время пыталась его мама.
"Когда я обращалась в посольство Афганистана, я очень просила обеспечить хотя бы телефонный разговор с сыном. К Святославу, непонятно по каким причинам, месяц не допускали сотрудников нашего консульского отдела", – отметила мать исследователя Татьяна Каверина.
Спустя несколько недель российского антрополога обвинили в шпионаже.
"Ко мне были нарекания, что я политические вопросы задавал сельским жителям. Например, за кого они были 40 лет назад во время войны. Вопрос достаточно дежурный, с моей точки зрения. С их точки зрения, это шпионаж. В итоге меня по шпионажу провели через три конторы. Это два офиса, где-то били, угрожали", – объяснил Святослав Каверин.
Привлечь внимание талибов могли контакты этнографа с представителями некоторых коренных народностей. Уже несколько лет Каверин исследует самые отдаленные уголки Гиндукуша, горной цепи в Центральной Азии, ведет летопись быта и культуры малочисленных племен.
"Святослав – это фактически единственный человек сейчас в мире, который занимается полевой работой в Афганистане и, в частности, исследует нуристанские языки", – подчеркнул заведующий сектором иранских языков Института языкознания РАН Олег Беляев.
Колоритными деталями своих путешествий Каверин активно делился в личном телеграм-канале, и эта поездка не стала исключением: вот ученый в гостях у жителей провинции Нуристан, а здесь исследует древний камень с письменами в селении Линар и, конечно, изучает десятки пестрых торговых улочек. Среди толпы Каверина легко было спутать с местными: отпущенная борода, загар. Он не просто турист, а исследователь, который знает, как себя здесь вести и уйти от конфликта.
"Он прекрасно знает язык пуштунов, ну, не только пуштунов, но и персидский, ему не составляло труда находиться внутри этого афганского сообщества и сообщества тех самых нуристанцев", – добавил телеведущий и писатель Олег Шишкин.
Возможно, именно эти частые поездки и сыграли с этнографом злую шутку. Нуристан, по сути, государство в государстве, даже "Талибан" признают не во всех селениях. И чужака, который собирает информацию, официальные власти вполне могли принять за шпиона, а наказание за это – смертная казнь.
"Лучше планировать эти поездки организованно, централизованно, уведомлять соответствующие учреждения Российской Федерации на территории Афганистана. Безусловно, необходимо изучать законодательство и обычаи местные, не только страны Афганистана и "Талибана", но и конкретной местности", – заявил доцент Финансового университета при правительстве РФ Игорь Семеновский.
Афганский суд признал его невиновным, вот только освобождение после этого затянулось еще на три недели. Ученый полностью реабилитирован, но возвращаться в страну талибов по своей воле уже не собирается.
РЕН ТВ в мессенджере МАХ – главный по происшествиям