Журналисты РЕН ТВ побывали в катакомбах, отбитых у боевиков ИГИЛ в Мосуле
Американская коалиция в Мосуле столкнулась с тем же, с чем и сирийская армия в Алеппо. Боевики ушли под землю. Они создали сеть подземных ходов, которая позволяет им пережидать американские бомбардировки и наносить внезапные удары в самых разных местах. Но в отличие от Алеппо, в Мосуле сопротивление будет еще более ожесточенным. Потому что в городе остался лидер ИГИЛ Абу Бакр аль-Багдади. Его присутствие, без сомнения, будет укреплять дух боевиков.
Постоянные разрывы снарядов и мин, гул стратегических бомбардировщиков США и коалиции, которую они возглавляют, удары авиабомб и густые столбы черного дыма. Именно так выглядит Мосул уже больше двух недель.
Ежедневные атаки смертников еще больше замедляют и без того небыстрое наступление огромной, почти 100-тысячной группировки, собранной американцами на подступах к городу.
На этом фоне иракская армия уже почти неделю говорит о том, что как минимум два района – Гог Джали и Аль-Карам – уже заняты их отрядами. Но на деле никаких подтверждений этому нет. По сообщениям курдской разведки, в этих кварталах идут ожесточенные бои, работают снайперы, и закрепиться там толком не удалось.
Недооценка противника здесь, на фронте, равносильна самоубийству, поэтому по тревоге выдвигаются почти все свободные силы. До деревни, где скрываются боевики, всего 10 минут ходу. Закованные в броню машины быстро блокируют дом, и спецназ готовится к атаке.
Спецподразделения курдской пешмерги пытаются гранатами и выстрелами из РПГ оглушить боевиков. Если среди них есть смертник, то контузия не позволит ему привести в действие бомбу.
Вся операция заняла не больше 5 минут. Из здания выводят двоих пленных. Их сразу увозят на допрос. Командиры курдского ополчения утверждают, что боевики прошли в поселок по подземному туннелю. Иначе через линию фронта им не пробраться.
Как выяснилось, террористы давно построили этот туннель. И после начала штурма Мосула используют его для разведывательных вылазок. Многокилометровые лабиринты еще только предстоит разминировать. Нашу съемочную группу пустили внутрь всего на несколько десятков метров, и то после того, как эти коридоры прошли солдаты пешмерги.
Сложно представить, насколько плотно изрыт такими масштабными сооружениями сам Мосул. Зато очень хорошо ясно: удары с воздуха боевикам не страшны. Узкие проходы находятся на глубине от пяти до десяти метров. Входы в этот подземный лабиринт надежно охраняются террористами, и мирные жители, даже если бы захотели сбежать по ним из города, вряд ли смогли бы это сделать.
Скорее всего, именно в этих катакомбах прячется идеолог и главарь террористов – Абу Бакр аль-Багдади. О его ликвидации западные военные заявляли как минимум дважды, несколько дней назад разведка коалиции сообщила, что лидер ИГИЛ сбежал из города; но аль-Багдади выпустил аудиообращение к своим сторонникам и потребовал сражаться за Мосул до последнего. А это значит, что он, скорее всего, в городе и может лично руководить сопротивлением.
Получается, что план выдавить боевиков в Сирию, судя по всему, проваливается. Бегство террористов остановилось, к тому же шиитское ополчение, неподконтрольное и зачастую враждебное США, почти перекрыло западную границу Мосула. В итоге город в блокаде, террористы готовы биться до последнего, попутно уничтожая мирных жителей. Медлит со штурмом и западная коалиция, явно избегая лобовых столкновений с игиловцами и все больше увязая в песках на подступах ко второму по величине иракскому городу. Сколько продлится эта ситуация, в Пентагоне сейчас даже не загадывают.