На грани шатдауна: во Франции обсуждают закон о чрезвычайном положении
Во Франции обсуждают закон о чрезвычайном положении, чтобы избежать шатдауна
Не лучшие времена сейчас переживает Франция. Пятая республика стоит на пороге шатдауна в преддверии Рождества. Давление на правительство нарастает – уже в январе ему предстоит выбивать болезненный компромисс, пока государственный долг обновляет антирекорды. Как французы переживают финансовую турбулентность и почему вместо реформ все чаще вспоминают Бастилию, рассказала корреспондент Мария Коровина в сюжете РЕН ТВ.
Свобода, равенство, братство – традиционные блюда французской политики можно опять отведать всей страной, правда, теперь перед лицом шатдауна. Чем ближе Рождество, тем заметнее перспектива падения в экономическую пропасть. В Национальном собрании сейчас решают, дотянет ли республика до праздников. Ну то есть дотянет, конечно, но есть нюансы. У Франции нет бюджета на будущий год вообще. Так что придется принимать закон о чрезвычайном положении, чтобы предотвратить приостановку работы правительства по образцу США.
"Специальный закон, как вам известно, не является бюджетом и не решит проблемы дефицита. Наоборот – создаст новые проблемы в определении приоритетов страны", – считает пресс-секретарь правительства Франции Мод Брежон.
Документ еще не принят, но уже получил сразу несколько нелицеприятных прозвищ. "Заплатка" из них, пожалуй, самое пристойное, учитывая, что дыра в бюджете превысила 130 миллиардов евро.
"Этот закон как пластырь на деревянной ноге, потому что очевидно, что это переходные, временные меры, которые не могут по-настоящему стабилизировать бюджет Франции, который, напомню, находится в абсолютно катастрофическом дефиците. Стоит вспомнить, что в последнем квартале 2025 года долг Франции увеличился на 66 миллиардов евро", – отметил политолог Эммануэль Леруа.
Если паллиативные меры депутаты сегодня и примут, то реальный бюджет все-таки придется принимать, а значит, как-то между собой договариваться. Точка единства у левых и правых пока только одна – нежелание продолжать потакать президенту Франции Эммануэлю Макрону в его ястребиных амбициях.
"Государственный бюджет – это военный бюджет, и он нам не нужен! Мы предпочитаем вкладывать деньги в производство, жилищное строительство, энергетику и муниципалитеты. Давайте инвестировать во Францию, а не воевать за границей", – заявил лидер Коммунистической партии Франции Фабьен Руссель.
Ни бюджета, ни президента. Самого Макрона физически нет в стране, когда сама она еще чуть-чуть и начнет вспоминать о гильотинах возле Бастилии. Французские фермеры уже несколько дней жгут покрышки и блокируют дороги после решения властей пустить под нож тысячи коров, которые считаются заболевшими. Несмотря на денежные компенсации, владельцы поголовья уверены, что это прямой путь к разорению. То для массовки пригонят стадо овец на митинг, то затянут Марсельезу – ну вдруг на Елисейских полях услышат.
Сейчас срочно нужно бы возвращать доверие инвесторов к французской экономике, особенно после затяжного политического тупика и потрясений, вызванных, мягко говоря, неудачными решениями Эммануэля Макрона. Да и из Вашингтона стали доноситься почти что приказы.
"Я разговаривал с очень хорошим человеком, президентом Франции Макроном. И я сказал: "Эммануэль, вы должны повысить цены на лекарства". Он сказал: "Нет, нет, нет, мы не будем этого делать". Я сказал: "Ты должен это сделать", – сообщил американский лидер Дональд Трамп.
А если нет, то получите пошлину 20% на все, что Франция экспортирует в США. Пока премьер-министр Себастьян Лекорню совсем не в праздничном настроении спешит спрятаться за рождественской елью, а в МВД пытаются срочно придумать, как предотвратить блокирование дорог в рождественские дни, Макрон проводит открытую тренировку в окружении военных в Абу-Даби. "Три-четыре, руки шире" – и на рождественский обед. А старушка Франция как-нибудь уж там сама разберется.
РЕН ТВ в мессенджере МАХ – главный по происшествиям