Version: 1.0.2

Превратил аниме в культурное высказывание: режиссер Миядзаки отмечает 85-летие

Режиссер-аниматор Миядзаки отмечает 85-летие

Сегодня для всей мировой анимации день особый: 85 лет отмечает художник, который открыл для мира аниме, причем его самого в мультипликацию привел советский мультфильм 1957 года. Благодаря этой сказке появился феномен Хаяо Миядзаки. Корреспондент Вячеслав Николаев в сюжете РЕН ТВ рассказал о секрете мастера.

Мир, где заколдованные люди ищут дорогу к себе, отовсюду, из стен, из воздуха появляются призраки и духи, а волшебные существа выглядят так, будто жили до нас всегда. Вселенную, наполненную дыханием древности и сложной гармонией, создал японец Хаяо Миядзаки, культовый режиссер-аниматор, чьи полнометражные работы невозможно назвать просто мультипликацией.

"Он воспитывает своего зрителя в том числе так, как это делал наш Лев Николаевич Толстой. Толстого называют учителем, он берет тебя за руку и как бы не явно, но говорит – вот это не очень хорошо, а вот это – хорошо, так давай же мы с тобой будем жить вот так", заявил актер озвучивания Владислав Токарев.

Два Оскара, десятки призов других фестивалей – сегодня Миядзаки ключевая фигура авторской мультипликации, гений, который превратил аниме в культурное высказывание мирового уровня. Благодаря Миядзаки персонажей с огромными глазами рисуют по всему миру, но трудно поверить, что мастер так и мог остаться обычным художником-ремесленником. Переломным моментом стал советский мультик "Снежная королева": фильм Атаманова потряс Миядзаки и спас его для мировой культуры.

"Когда он посмотрел "Снежную королеву", его поразил один кадр: когда Герда опускает на реку башмачки, тем самым договаривается с природой", – сообщил культуролог, философ Андрей Макаров.

За пределами Японии фантазии Миядзаки часто считают сложными. Причина – плотный философский и культурный контекст, усиленный личным опытом. Но главное, что автор мыслит не персонажами, а архетипами. Один из ключевых – образ женщины, показанный через девочку, которая на глазах зрителя проходит путь взросления. Или повторяющийся архетип героя, выступающего против войны и разрушения природы. Оба мотива – из детства Миядзаки: они с матерью пережили американские бомбардировки Токио, поэтому в 2003 году Миядзаки отказался ехать за "Оскаром" в США в знак протеста против войны в Ираке. С ним навсегда осталась и травма родной страны, воевавшей на стороне фашистской Германии. Фраза героя Хаяо Миядзаки "Лучше быть свиньей, чем фашистом" стала личным манифестом самого автора.

Путеводитель по миру Миядзаки непрост, ведь великий японец – это сразу три автора в одном лице. Он создатель теплых, детских миров, темный сказочник, говорящий о войне и смерти, и поздний философ, размышляющий о боли, времени и ответственности художника.

Задача усложняется тем, что многие шедевры художника принадлежат сразу трем Миядзаки, и чтобы не заблудиться окончательно в его мультипликационном макрокосмосе, важно помнить главное: массовую популярность завоевал "детский" Хаяо Миядзаки. Культовым мировым мультипликатором его сделало обращение к нашему внутреннему ребенку, когда можно, не понимая до конца всех его гениальных смыслов, просто верить, что однажды и за нами примчится фантастический котобус, вызванный Тоторо, и увезет туда, где живут наши самые теплые воспоминания и любимые люди.

РЕН ТВ в мессенджере МАХ – главный по происшествиям

Режиссер-аниматор Миядзаки отмечает 85-летие