Колонны автобусов вывозят сирийцев из захваченных террористами районов Алеппо
Сирийская армия вернула под полный контроль северо-восточную часть Алеппо. За ночь правительственные войска отбили у террористов еще 14 кварталов и сейчас занимают почти половину города.
Сейчас российский Центр по примирению готовит к отправке гуманитарные конвои для жителей освобожденных территорий. По предварительным оценкам, там находятся более 80 тысяч человек.
И все это долгое время они находились в заложниках у террористов. Кроме того, российские военные помогают перебраться в безопасные области тем, кто смог уйти от боевиков через гуманитарные коридоры. Таких счастливчиков уже почти девять тысяч.
Это самое настоящее людское цунами. Из восточного Алеппо бегут, идут, едут на чем придется огромные толпы людей. Колонна автобусов на марше, но это лишь конец пути, а начинается все здесь – в прифронтовых кварталах.
Громадный анклав террористов, расположенный на востоке города, в последние недели стал стремительно сокращаться в размерах. С разных сторон от него отщипывают куски правительственные войска и дружественные им ополченцы. И на той стороне, похоже, почувствовали: конец близок. Боевики уже не могут контролировать все гражданское население, а мирные жители разом хлынули в гуманитарные коридоры и всевозможные лазейки. За сутки – по три-четыре тысячи человек. Мы своими глазами наблюдали это движение.
Для того чтобы вывезти беженцев прямо из зоны боев, используется абсолютно любой транспорт, который только имеется в наличии. Вот только что приехал грузовик, и к нему немедленно выстроилась очередь.
Первыми в кузов буквально закидывают детей. Их очень много, примерно треть от общего числа беженцев. Затем помогают старикам. Борта закрывают, и машина стремительно набирает ход. Промежуточная остановка – там, где уже не так опасно, но все еще слышны звуки стрельбы.
Многие из прибывших не ели несколько дней. Один из местных жителей привез на своем грузовике немного продуктов и раздает детям конфеты. Дальше – пересадка в автобусы и путь в лагерь. Тут – помощь от российского Центра по примирению и первые рассказы о том, что происходит на линии фронта.
Автобусов за час сразу десяток, и Хусейн (сирийский житель) долго ходит от одного к другому, ищет глазами родственника. Но встречает только соседа по кварталу.
"Акиль, Акиль, ты знаешь, где Хасан? Что с ним? Я его жду!" – спрашивает Хусейн.
"Хусейн, его тоже подстрелили. Он сейчас в больнице" – так ему отвечают.
Теперь Хасану придется жить здесь одному. И это довольно типичная история. Дети теряют родителей, родственники – близких. Путь до свободы – как бег с препятствиями, где проигрыш означает смерть. Но жизнь обездоленных в восточном Алеппо уже настолько тяжела, что людям стало все равно, убьют их или они останутся там, где война.
Всего за одну неделю лагерь беженцев, устроенный на месте громадной промзоны, увеличился вчетверо. Бывшие складские помещения в спешном порядке переделывают во временные жилища, и заняты этим сами беженцы.
Судя по всему, к своей работе Мухаммад относится предельно ответственно. Ведь неизвестно, сколько еще придется ютиться здесь жителям восточного Алеппо. Освобождение вряд ли затянется, а вот восстановление может занять годы. Тем не менее большинство населения этого лагеря смотрит в будущее с оптимизмом. Причем выражают они свои чувства так, что все понятно без перевода.