Разрывы снарядов и отсутствие помощи: журналисты РЕН ТВ узнали, как живут дети в Донбассе
За последние сутки в ДНР зафиксировали более 95 обстрелов со стороны украинских позиций. Большинство ударов - на линии разграничения.
С каждым таким новым выстрелом Донбасс приближается к гуманитарной катастрофе. Ежедневно жители всех прифронтовых районов спускаются в подвалы, чтобы переждать обстрелы украинской артиллерии. Война, которую они надеялись забыть во время хрупкого перемирия, снова напомнила о себе. Разрывы снарядов, отсутствие даже самой элементарной помощи и горькое чувство безнадежности. Журналисты РЕН ТВ выяснили, в каких условиях растут дети Донбасса.
Детство закончилось буднично. Андрей – ему всего 13, гулял во дворе. Рассказывает - в кустах нашли какую-то штуку. Вспышка, заходящиеся в крике друзья, люди в белом - все вперемешку. Он вспоминает это каждый день: свист снаряда, оглушающий разрыв.
"Я сидел за компьютером, дедушка сидел телевизор смотрел, начали бомбить. Попали рядом с нашим домом в соседский. Стекла повылетали. Мы сразу испугались, побежали к стене, поползли в другую комнату", - рассказывает Андрей.
Эти мальчуганы рано стали мужчинами. И не важно, что они не могут подобрать точные слова, чтобы описать живущую по соседству смерть. Просыпаются утром, а в кране вода только холодная (да и то повезет, если она есть). И идут – в детский садик, школу – ну и что, что война.
Разбитые, расстрелянные города и села – это все, что видят дети Донбасса. И часто бывает, из подвала не выйдешь. Саханка, до берега Азовского моря пешком всего ничего. А в школу – никак. Ее директор берет в руки мел скорее по привычке. Из 130 учеников осталось 30.
"Веду урок, летит прямо в окно, пробило мне шкаф. Тут тревога - надо идти в подвал, а у меня у самой ноги подкашиваются", - говорит учитель русского языка саханской школы Екатерина Тишакова.
Но ноги несут. Сначала в школу, потом домой к ученикам. Они отстают от всех известных программ, но очень хотят быть просто детьми.
Домашнее задание Дима Гладкий выполняет в гостях у родных. Его дом сжег ураган обстрелов. Не объяснишь же этим взрослым простую вещь – им страшно. У сестры Димы, Насти, врожденный порок сердца. На вопрос: "Ну как там, в школе?" ответить она не может. Плачет. Бабушка говорит, успокаивают только воспоминания о новогодней елке.
"Красиво танцевала, снежинкой была. В Донецке на елке была, подарки красивые давали", - вспоминает девочка.
И вот куда денешь эти детские улыбки сквозь слезы? Ведь не укладываются они в холодные рамки войны – когда мины, взрывы и пустошь. Когда врачи роддома под такими бомбежками продолжают работать и дарят жизнь еще одному маленькому человеку. А мамы не знают, куда спрятать себя и своего будущего ребенка.
"Хотела рожать в роддоме возле дома, но из-за обстрелов роддом закрыли, всех выписали. Мы жили на Гвардейке, восточный обстреляли, прилетело в больницу, и ее закрыли. Беспокойно переживали, потому что роды могли начаться в любое время", - делится местная жительница Ксения Богатова.
Все это дети и мамы Донбасса видят не первый день. Даже показалось – привыкли. Бои были слышны чуть дальше, и "завтра" казалось немного светлее. Но в последние недели, когда далекие выстрелы по другую сторону фронта превратились в разрывы снарядов прямо во дворе, в "прекрасное далеко" верят только вот такие малыши – с деревянной игрушкой в руках и бесконечной надеждой во взгляде.