Version: 0.1.0

Обвиняемый в кибератаке латвийский программист рассказал об условиях жизни в американской тюрьме

Чтобы противостоять американскому суду, необходимо учить английский язык. Такой совет дает латвийский программист русского происхождения Денис Чаловский. В 2015 году американские власти обвинили его в причастности к киберпреступлениям и добились экстрадиции в Штаты. О том, за что его пытались привлечь к суду и как ему удалось выйти на свободу, Чаловский рассказал в интервью "Известиям".

По словам Дениса, американцы пытались обвинить его в причастности к созданию вируса Gozi, который обеспечивал доступ к данным чужих компьютеров. Задержание проводили латвийские силовики с использованием спецназа и применением светошумовых гранат. Американцы же занялись обыском квартиры Чаловского, что сам он называет нелегитимным действием.

"Представьте, что латвийские спецслужбы приедут в Москву и проведут обыск в квартире гражданина России, а потом арестуют его и вывезут в Ригу. Никакие процессуальные нормы не были соблюдены, не было представлено доказательств моей вины, улик", – рассказал Денис.

Вопрос о выдаче Чаловского следственным органам США решался на уровне кабинета министров Латвии. Обращение в ЕСПЧ не дало должных результатов и Дениса Чаловского все же экстрадировали в Штаты. И вот там он и приступил к изучению английского языка, чтобы понимать, о чем говорят в суде.

"Мне предоставили переводчика, но постоянно возникали коллизии, когда не совсем правильно переводили юридические термины. Разумеется, гораздо удобнее, когда вы сами способны разобраться в законодательстве и понять, в чем заключаются ваши права", – рассказывает Денис.

Условия в американской тюрьме Чаловский называет сложными, говорит, что на него постоянно оказывалось психологическое давление, его запугивали, однако в подробности предпочитает не погружаться.

В результате Денис пошел на сделку со следствием и признал часть своей вины – говорит, что так было проще психологически, ему просто хотелось поскорее вернуться домой. Пытаться что-то доказать теперь, когда все юридические аспекты улажены, нет никакого смысла: за попытки оспорить установленные судом рамки вины Чаловского могут обвинить в лжесвидетельстве и вновь привлечь к ответственности. А проходить через американскую тюрьму еще раз он совершенно не хочет.