Version: 0.1.0

Латвию обвинили в попытке скрыть исторические факты о работе концлагеря Саласпилс

Власти прибалтийской страны обновили мемориальный комплекс.

Власти Латвии едва не свели в могилу еще оставшихся ветеранов из организации бывших узников детского концлагеря Саласпилс. Увидев новую экспозицию на месте трагедии, те, кто когда-то пострадал от фашизма, с трудом смогли говорить. Оказывается, кровь у детей для немецких солдат никто не выкачивал, их отлично кормили и вообще все это напоминало историю про студентов, которых отправили на картошку. Зато красочно описаны зверства советского режима, хотя он к лагерю Саласпилс ни малейшего отношения не имеет.

Прямо на входе бетонная стена и на ней надпись по-латышски: "За этими воротами стонет земля". Здесь только вывеска и осталась прежней. По мнению Игоря Гусева, который снял документальный фильм об этом концлагере, обновленный мемориальный комплекс "Саласпилс" — это не историческая правда, а политизированная фальсификация.

Историк все время говорит: это вопрос веры. Теперь все документы и фотоснимки советского времени в Латвии считают пропагандой, а слова живых свидетелей, воспоминания узников, ставшие основой его "Были о Саласпилсе", просто игнорируют. Нет на стенах нового комплекса, например, так называемой "Саласпилской мадонны". Да и про братские могилы на гарнизонном кладбище здесь теперь не хотят вспоминать.

Надсмотрщики Саласпилса по указу президента теперь оказались ветеранами Второй мировой войны. На стенах музея — улыбающиеся лица лагерных узников. В Саласпилсе есть стилизованный лагерный барак. Крепкие кровати, добротная одежда — судя по треугольной нашивке, ее носил политический заключенный. Есть даже поздравительные открытки, которые узники получали из дома. В целом, создается ощущение, что никаких пыток, убийств и зверств и вовсе не было.

"Зимнее волшебство" — так называлась одна из фашистских карательных операций. После этой антипартизанской зачистки Елена Грибун семилетней девочкой стала узницей Саласпилса.

В 1943 году ее пригнали из-под Пскова, вместе с другими женщинами и детьми. Вот для кого "Саласпилская мадонна" — символ человеческих страданий.

Она держит в руках первую книгу о концлагере 62-го года выпуска, она так и называется: "Саласпилс" — лагерь смерти". Но реставратор мемориала Улдис Нейбургс взял и написал свою, более современную историю.

"Для меня лагерь смерти — это как-то слишком, ведет к советской пропаганде. Это в советское время говорилось, что погибло 100 тысяч и так далее, но это совсем не так", — говорит исследователь.

И про детей, оказывается, тоже "не так". Теперь у фашистского концлагеря две истории — как две параллельные вселенные. Современной Латвии ближе та, где узникам очень нравится жить в Саласпилсе.

Латвию обвинили в попытке скрыть исторические факты о работе концлагеря Саласпилс