Версия Британии об отравлении Скрипаля подозрительно повторяет события местного сериала
Британскому послу был заявлен решительный протест. В МИД по итогам этой беседы обвинения назвали огульными. И заявили, что на ультиматумы отвечать не будут, пока не будут предоставлены образцы отравляющего вещества. Но, по всей видимости, предоставлены они не будут. Очевидно, именно потому, что само это вещество делает шпионскую историю не просто таинственной, а даже абсурдной.
Лондон жаждал ответа, и он его получил. Министр иностранных дел России напомнил британцам, если те вдруг не знали: эпоха колониализма давно ушла в прошлое. Сейчас говорят на языке "вежливых дипломатических запросов", а не крикливо-хамских ультиматумов.
"Сразу же, как только появились слухи, раздуваемые всеми членами английского руководства, о том, что в отравлении Скрипаля задействовано вещество, произведенное в Российской Федерации, мы тут же запросили официальной нотой доступ к данному веществу с тем, чтобы наши эксперты могли его проанализировать. И также мы потребовали в той же ноте предоставить нам доступ ко всем фактам, связанным с расследованием, учитывая, что одной из пострадавших является Юлия Скрипаль — российская гражданка. На эти логичные требования мы получили невнятный ответ", — заявил Сергей Лавров.
Зато сама премьер-министр Тереза Мэй была более чем внятна, произнеся накануне в парламенте это странное русское слово "новичок".
"Россия известна убийствами, проведенными по заданию государства, и мы считаем, что Россия считает некоторых перебежчиков легитимными целями для убийств. Правительство пришло к выводу: крайне вероятно, что Россия имела отношение к отравлению Сергея и Юлии Скрипаль", — заявила Тереза Мэй.
Это ее "крайне вероятно" ("хайли лайкли") уже стало англоязычным мемом дня. В Рунете его родной брат знаменитый "Но это не точно!". Однако вот уже во вторник, как по заказу, о "Новичке", об этой якобы сверхсекретной разработке, парализующей дыхание, обостряющей все хронические болезни и не оставляющей жертве шансов выжить, в интервью английской газете The Telegraph рассказывает его создатель Вил Мирзаянов — ученый-химик, еще в девяностые эмигрировавший из России в США. По его словам, "только Россия обладает секретной формулой". А как же он сам? Ведь формула и в его голове, и, возможно, в его руках.
А это кадры из фантастического экшен-сериала "Ответный удар", который прямо сейчас демонстрирует британский канал "Скай-уан". В шестой серии шестого сезона, показанной 31 января этого года, английские спецагенты, почему-то борющиеся с террористами на территории Белоруссии, обезвреживают крайне опасное оружие массового поражения — нервно-паралитический газ, который называется... "Новичок".
То ли речи Терезы Мэй пишут авторы этой кинобредятины, то ли наоборот, но нагнать жути у них получилось. Прежде всего — на своих граждан. Во вторник вновь прерывали работу парламента — из-за подозрительного свертка. По всей Англии люди боятся вскрывать бумажные конверты. При этом эксперты говорят: убивать с помощью столь опасного яда — значит рисковать жизнью самого киллера. История 95-го года тому подтверждение. Банкиру Ивану Кивелиди убийца обмазал ядом телефонную трубку. Помимо банкира погибла его секретарша, но пострадал и сам киллер, и даже патологоанатом.
Да и сама личность экс-полковника ГРУ, завербованного английской разведкой, продававшего гостайны и потом осужденного за измену родине, как это цинично ни прозвучит, явно не масштаба Джеймса Бонда. К тому же он шесть лет просидел в российской колонии, откуда и был обменен в Англию, кому он нужен теперь?
"Речь идет о человеке, который уже не представляет ни для кого интереса. Как говорят в народе, "о сбитом летчике", пожилом. О человеке, с которого все что можно уже выжато спецслужбами Великобритании", — считает Валентина Матвиенко.
Английские эксперты тоже ищут объяснение такой "премьерской истерики" и находят за внешним "проявлением силы" слишком много слабостей.
"Мэй допускает ошибки в своей политике. Многие люди, включая соратников по партии, считают ее слабым, нерешительным и неуверенным политиком. Я думаю, что Тереза Мэй использует произошедшее с Сергеем Скрипалем в своих интересах, чтобы показать, что она может быть сильной и решительной, может противостоять такой сверхдержаве, как Россия", — говорит политолог Маркус Пападопулос.
Угрозы введения новых санкций против России, бойкота чемпионата мира по футболу, отключения в Англии российских СМИ — для всего этого нужен антураж. 12 лет назад все британские телеканалы показывали, как умирает отравленный полонием бывший шпион Литвиненко. Теперь вокруг бывшего дома экс-полковника Скрипаля, причем по территории средневекового кладбища, бегают "серебристые человечки" в суперкостюмах химзащиты, а буквально в пяти метрах от них стоят пожарные и военные и грустно наблюдают, чем этот фарс закончится на этот раз.