Почему ЕС не поддержал Британию в ее нелегкой борьбе с Россией
Она шла, почти летела в сторону зала заседаний с видом триумфатора. Ярко-лиловый жакет, юбка чуть короче, чем положено по протоколу, массивное колье, пылающий взгляд. Рукопожатия, объятия и даже поцелуй в щечку — от председателя Еврокомиссии. Спустя всего пару часов тот же самый Жан-Клод Юнкер уже в совсем приподнятом настроении вместо того, чтобы трубить о солидарности с Лондоном, исполняет настоящий юмористический скетч.
В конце концов, какое Солсбери, когда шампанское уже плещется в бокалах, а устрицы разложены по тарелкам еврочиновников. Ужин на саммите — всегда по расписанию. Первый день саммита Евросоюза завершился, а вбить клин между Россией и Европой у Терезы Мэй не получилось, хотя настроена она была решительно.
Лондонская пресса испещрена утечками с Даунинг-стрит. Есть цитаты из проникновенной речи премьера. Мэй якобы будет настаивать, что "проблема России" — это надолго. ЕС и НАТО обязаны сплотиться плечом к плечу. Ну и дальше в том же духе. Цель пафосных слов — убедить европейские столицы: на ваших улицах полно русских агентов. Они скрываются за дипломатической неприкосновенностью. Поступайте как Лондон — высылайте сотрудников российских посольств.
С улыбкой, под "Прощание Славянки" два дня назад Туманный Альбион покинули 23 российских дипломата. Столько же подданных британской короны теперь собирают чемоданы в Москве. Не слишком ли мало для полноценной дипломатической войны, пеняют Борису Джонсону журналисты. Одиозный глава британского МИД тут же отвечает чаяниям: сравнивает чемпионат мира по футболу в России с Олимпиадой в гитлеровской Германии.
И это уже не просто невежество. Глава Форин-офиса переступает нормы морали. И новый уровень британской политики не остается незамеченным в Москве.
"Это совершенно отвратительное заявление. Оно не подобает министру иностранных дел любой страны. Безусловно, оно является оскорбительным и недопустимым", — сказал пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.
Джонсону действительно сейчас стоило бы говорить о другом. Ведь в деле об отравлении Скрипалей меньше вопросов не становится. А тут еще и новые скандалы. Беглый уральский бизнесмен Сергей Капчук больше 10 лет жил в Лондоне. Теперь снова в бегах. Рассказывает: под видом журналистов к нему пришли "люди в штатском" и предупредили: ты — следующий.
Лондон же продолжает настаивать: русские виноваты. Но то, что вдаваться в подробности Британия отказывается, похоже, возмущает уже не только Москву.
Британская пресса уверяет: за закрытой дверью саммита Тереза Мэй представит такие доказательства нашей вины, что сомнений уже ни у кого не останется. Вот только пока Швеция заявляет: мы не уверены, что для высылки представителей российской дипмисии есть повод. Премьер-министр Греции Алекс Ципрас, перед тем как приехать на саммит, обсуждает произошедшее в Солсбери с Владимиром Путиным по телефону. А глава европейской дипломатии, общаясь с прессой, так ни разу и не произносит слово "Россия".
Верхушку Евросоюза Тереза Мэй решила уговаривать отдельно. Елисейский дворец анонсировал встречу Макрона с британским премьером и немецким канцлером. Очень похоже на то, что круг тех, кто готов беспрекословно принять позицию Лондона, очень узок.
Европейская элита уже не раз давала сигнал: санкционная война с Москвой, что навязал Вашингтон, с каждым днем дается политикам все тяжелее. Может, поэтому инициативу Мэй единая Европа встречает с таким скепсисом. Ведь, скорее всего, им снова предложат безропотно поверить в полную чушь о российской вине. Ради общего дела.