Version: 0.1.0

Матвиенко: Трагедия Катыни — это общая скорбь России и Польши

Об уроках истории, признании ее самых печальных страниц и уважении к памяти сегодня говорили в Смоленской области, у деревни, название которой известно всем. Сегодня открыли мемориальный комплекс "Катынь". Памятник жертвам массовых расстрелов, он был восстановлен. Тысячи убитых, еще больше исковерканных судеб, однако десятилетиями эту страшную тайну пытались скрывать, и сегодня шаг за шагом собираются восстановить всю историческую правду.

Притронуться к родным именам. Поплакать о памяти. У Катыни новый символ.

Монумент "Расстрел" — восстановление исторической справедливости. Там, где ее так долго ждали.

"Какой бы горькой ни была правда о нашем прошлом и о нашей истории, мы обязательно должны помнить, хранить в памяти и извлекать уроки. Это особенно важно сегодня, когда ряд государств пытается исказить правду об истории", — Валентина Матвиенко.

Катынский расстрел — одна из черных страниц сталинского времени. В 39-м году пакт Молотова—Риббентропа разделил Польшу. Красная армия без боя вернула запад Украины и Белоруссии. Оставшиеся там офицеры Войска Польского оказались в советских лагерях. Весной 40-го года начались расстрелы, и эти тихие места под Смоленском стали братской могилой военнопленных.

Катынский лес лишь в 90-х по-настоящему стал открывать свои страшные тайны. Сначала появился вот этот монумент. 4 с лишним тысячи фамилий польских офицеров на ржавых плитах. Вот только советских граждан под этими соснами в два раза больше. И новый памятник возвращает о них память.

О том, что в Козьих Горах есть дачи НКВД, местные часто шептались. О том, что чекисты здесь же хоронят своих жертв, не имели права даже думать.

Здесь лишь приблизительно 8 тысяч человек, говорит заведующая научным отделом и обводит рукой долину смерти. Где-то среди этих елей есть родная для нее могила.

Свою фамилию на испещренной расстрельными списками стене он нашел сразу. Леониду Серко было 6, когда забрали отца, сапожника местной артели. Через месяц его расстреляли. А он еще много лет верил, что отец вернется.

Потом он найдет здесь и фамилию деда. Возвращали эти имена скрупулезно: пришлось поднимать архивы ФСБ. И с монументом не торопились. В прошлом году эксгумировали 12 могил. Обнаружили останки 333 человек.

Пенсне и кастрюли, зубные щетки и кружки, а еще россыпь пуль от нагана — первые экспонаты нового катынского музея. История взаимоотношений России и Польши без прикрас. От подаренной в 20-х годах булавы с Сигизмундом до сноса памятников советским освободителям от фашизма.

Вот и сегодня от российского монумента гости идут в польскую его часть. Катынь — то место, где мы можем лучше друг друга понять. Через боль, через память и веру в то, что подобное больше никогда не повторится.

Матвиенко: Трагедия Катыни — это общая скорбь России и Польши