Version: 1.0.2

Британский эксперт: На аукционы выставляют горы картин, вывезенных из России нелегально

По словам российских правоохранителей, в нашей стране остался один эксперт по кражам произведений искусства.

На прошлой неделе в Британии на аукционе "Сотбис", где проходила неделя русского искусства, с торгов была снята картина Айвазовского "Вечер в Каире". Полотно было похищено у российского коллекционера еще 20 лет назад, и сейчас с огромным трудом аукционистов удалось убедить в том, что не надо торговать краденым.

"МВД России в рамках международного полицейского сотрудничества продолжает проводить комплекс мероприятий в целях установления каналов сбыта и путей вывоза за границу картины Айвазовского "Вечер в Каире", - говорит официальный представитель МВД России Елена Алексеева.

Картина "Вечер в Каире" долгие десятилетия хранился в семье наркома судостроения Ивана Носенко. После кражи ее долго искали. Каким образом полотно попало в Англию – остается загадкой. Сейчас – сложные переговоры о том, как делить картину, которая стоит около 1,5 миллионов долларов. При этом потомки Носенко категорически отказывается от общения с прессой. Причина этого тоже неизвестна. Хотя антиквары предполагают - люди просто боятся сил, которым перешли дорогу.

По некоторым данным, на мировом рынке краденных произведений искусства сейчас крутится, примерно, столько же денег, что и в наркобизнесе. Речь идет о миллиардах долларов.

Джеймс Баттерик - главный английский специалист по русской живописи - за свою жизнь продал произведений искусства на такую сумму, что хватило бы для годового бюджета небольшой страны.

"Я не понимаю одно. Мы видим на каждом аукционе гору картин, которые были когда-нибудь вывезены из России нелегально. Но почему не происходит никакого скандала?" – признается британский арт-дилер, специалист по русскому искусству 1880-1920 годов Джеймс Баттервик.

Корреспонденты программы "Добров в эфире" решили выяснить, кто занимается в российских правоохранительных органах проверкой зарубежного рынка антиквариата. Оказалось, что в нашей стране остался один эксперт по кражам произведений искусства.

"На всю страну остался один специалист, который занимается этой темой. То есть если сейчас у кого-то происходит хищение дорогостоящего - стоящего десятки миллионов - произведения искусства, он должен обращаться к своему участковому", - рассказал юрист, бывший следователь СК МВД Никита Семенов.

Никита Семенов работал следователем в одном из сокращенных антикварных отделов. И сейчас он видит миллионы евро, пробегающие мимо российской казны. Это видят и крупнейшие игроки на рынке антиквариата по всему миру.

Полотно Айвазовского "Вид на море" была похищено из музея "Дмитровского кремля" почти 40 лет назад. В Европе его продавали дважды: сначала - на "Сотбис", потом - на аукционе в Цюрихе. Стоимость последней продажи составила более 1,5 миллионов долларов. А самое странное заключается в том, что за картину Россия бороться перестала.

"Вы знаете, я звонила в прошлом году в департамент культурного наследия и узнавала, можно ли нам как-то заявить права на картину. Мне сказали: "Документы, конечно, можете подать. Но, скорее всего, ничего не получится", - рассказала Татьяна Павлова - главный хранитель Музея-заповедника "Дмитровский кремль".

Игорь Преображенский - фигурант первого и самого громкого скандала, связанного с криминальным рынком произведений искусства. Десять лет назад он вместе с женой торговал поддельными картинами русских классиков. Сейчас вышел на свободу. Скрывается в одном из городков на севере России. Впервые и только РЕН ТВ согласился рассказать о том, как устроен этот бизнес.

"Криминальный бизнес сложнее, чем легальный. Там существует колоссальное разделение труда. Существует координация, существует плата за различные услуги между различными специализациями этих людей", - рассказал бывший арт-дилер Игорь Преображенский.

В этой цепочке Преображенский продавал подделки. Его бизнес выглядел следующим образом. В Европе (в основном в Дании) закупались картины неизвестных художников. Стоимость одной работы составляла 2-3 тысячи евро. Дальше они ввозились в Россию, где их превращали в шедевры: наносили подписи русских мастеров и получали поддельные заключения экспертов о том, что работа - подлинная. Таким образом, ее стоимость вырастала в 20-30 раз. А дальше – продавать можно было и в нашей стране, и за границей.

Сейчас схемы меняются. Главные деньги делаются не на картинах за миллионы долларов, так как слишком высок риск нарваться на скандал (как это было с "Вечером в Каире"), а на аукционах попроще и полотнах подешевле.

Во Франции за 25 тысяч евро было куплено полотно Маревны - русской художницы. Когда к нему присмотрелись повнимательнее, оказалось, что оно не стоит почти ничего – подделка низкого качества.

Но при этом у картины было экспертное заключение – она подлинная. А еще у нее было безупречное прошлое – то, что антиквары называют идеальным провенансом. Правда всплыла только через три недели исследований. Пункт первый – изучение химического состава красок (экспертизу картина прошла). Пункт второй – мощный микроскоп (на этом этапе появились сомнения).

"Вся поверхность картины покрыта такими специфическими кратерами. Они говорят о том, что картина изначально изготовлялось как подделка, потому что туда добавлялось вещество, из-за которого она быстрее сохла и казалась старой", - отмечает руководитель Центра экспертизы Александр Попов.

И главное – сравнение рентгеновских снимков подлинников Маревны с этой работой. На них видно, как именно художник клал мазки: у каждого мастера манера уникальна. Преображенский уверяет, что не стоит этому удивляться, ведь сомнительных произведений искусства на этих рынках -едва ли не 90%.

Деньги и связи решают все на антикварном рынке. Несколько лет назад на рынке прекрасного разразился скандал. Эксперты Третьяковки признались, что выдал почти сто ложных заключений.

В конце концов метеоролог, давший неправильный прогноз погоды, чем отвечает? Ему же, строго говоря, не предъявляют никаких денежных претензий. Хотя издержки, которые подчас несут люди из-за его прогноза, колоссальны", - говорит независимый эксперт Ольга Глебова.

Сколько могли бы заработать в 2005 году люди, продававшие на аукционе "Одалиску" Кустодиева? Тогда бизнесмен Виктор Вексельберг купил ее почти за 3 миллиона долларов. Но картина оказалась подделкой.

"Руководство "Сотбис" - это бухгалтеры, прежде всего. Если картина попала в каталог, они отчаянно борются за то, чтобы она принесла прибыль", - говорит коллекционер, консультант "Сотбис" Валерий Дудаков.

Картина была продана в частную коллекцию. Где она сейчас - неизвестно. Как и дальнейшая судьба "Вечера в Каире" Айвазовского, и сотен полотен, вывезенных и подделаных. Но такой бизнес продолжает нести сверхдоходы.

Британский эксперт: На аукционы выставляют горы картин, вывезенных из России нелегально