Version: 0.1.0

Королева гарема: удивительная история 15-летней наложницы-славянки, изменившей историю империи

Каким-то невероятным образом совсем юная девочка, судьба которой должна была стать трагичной, сумела подмять под себя правила чужой жестокой страны.

Текст: Ольга Ананьева

Судьба девушки со славянскими корнями Анастасии Гавриловны Лисовской, которая вошла в историю под именами Роксолана (что означает «русская») и Хюррем («смеющаяся»), действительно уникальна. В 15-летнем возрасте девочка, судьба которой, казалось бы, должна была быть несчастной, сумела покорить правителя Османской империи, стать его единственной любовью и даже изменить Османскую империю.

Схватили накануне свадьбы

Анастасия родилась примерно в 1506 году в Рогатине – городе на Западной Украине. Она была дочерью священнослужителя. В 1522 году – по легендам, как раз накануне своей свадьбы – во время очередного набега крымских татар девушка попалась отряду людоловов. После нескольких перепродаж ее отправили в Стамбул, надеясь продать подороже на одном из крупнейших рынков рабов. Там ее увидел визирь султана Сулеймана Первого Рустем-паша и решил купить ее в подарок своему правителю. При этом, как говорят, девушка не блистала красотой, но была грациозна.

В итоге хозяин Анастасии отдал ее без оплаты, надеясь взамен получить более ценные выгоды и поощрение султана. Молодой правитель, как принято считать, был благородным ценителем женской красоты.

Первая встреча с правителем

По легенде, султан обратил внимание на Анастасию сразу, как увидел ее. Это произошло в гареме при очень необычных обстоятельствах. Сулейману показывали новых рабынь, и вдруг среди танцующих одалисок мелькнула маленькая фигурка, которая толкнула «солистку» и рассмеялась. После этого девушка запела песню. Слуги ожидали дальнейших распоряжений султана – он мог подать ей платок в качестве приглашения в свою спальню или же стоило приготовить шнурок, которым удавливали рабынь. Заинтригованный султан в тот же вечер подал юной девушке платок.

Поражала своим умом и писала книги

Принято считать, что Хюррем заинтересовала Сулеймана своей молчаливостью и умом. Особенно 15-летняя девушка поразила его, когда попросила лишь одного – права посещать его библиотеку.

Через некоторое время, когда султан вернулся из военного похода, новая наложница уже говорила на нескольких языках (владела как минимум турецким, арабским и персидским). Также она писала султану стихи, писала книги.

Султан проводил с девушкой все ночи, а ее самообразование вызывало страх у остальных. Старшие наложницы завидовали ей и ненавидели. Поговаривали, что она была ведьмой, околдовавшей султана.

«Наконец соединимся душою, мыслями, воображением, волей, сердцем, всем, что я бросил своего в тебе и взял с собой твоего, о моя единственная любовь!» – писал он ей в одном из писем.

«Господин мой, твое отсутствие распалило во мне огонь, который не гаснет. Пожалейте эту страдальческую душу и поспешите со своим письмом, чтобы я могла найти в нем хоть малое утешение», – писала она.

Каким-то образом совсем юная девочка, оказавшаяся вдали от близких, судьба которой должна была стать трагичной, сумела подмять под себя правила чужой жестокой страны. Она приняла ислам, научилась танцевать как местные женщины.

Известен также случай, когда другие женщины султана разодрали одежду Хюррем и поранили ей лицо. Она сказала, что не сможет пойти в таком виде в спальню к правителю, но все равно пришлось. Хюррем ему все рассказала. Тогда одна из них сказала, что она главная женщина султана и что другие наложницы должны подчиняться ей, и что она еще мало побила коварную Хюррем. Султан разгневался на нее и сделал Хюррем своей главной фавориткой.

Сумела стать женой

То, что Анастасия была не куплена, а подарена, сыграло ей на руку. Благодаря этому она смогла претендовать на роль жены султана – хотя это, конечно, осуждалось. Тем не менее правитель совершил удивительное – вступил в официальный брак с наложницей. Она родила ему шестерых детей.

Султан называл ее «Хасеки», что значит – «милая сердцу». Всех удивляло ее умение принимать иностранных послов и отвечать на послания правителей других государств. Она была политическим советником мужа.

Принято считать, что парадный портрет Хюррем, для которого она позировала венецианскому художнику, был единственным среди изображений султанов.

«Еще не было в оттаманском дворце другой женщины, которая бы имела такую власть», – говорил о ней венецианский посол Наваджеро.

Кровавый путь женщины во власти

Как говорят, в погоне за властью Хюррем шла по трупам детей. Принято считать, что она боялась страшной казни, которая последовала бы, если бы она надоела султану. Тогда она выдала свою 12-летнюю дочь замуж за того самого Рустема-паши, которому в тот момент было уже около 50 лет, и выведывала у нее обо всем, что творилось в доме мужчины. Хюррем с помощью интриг удалось убедить мужа, что Рустем-паша и сыновья другой его женщины – Гульбехар – якобы задумали его убить. Тогда Сулейман казнил и Рустем-пашу, и собственных сыновей.

Гульбехар вскоре после этого умерла от горя. Скончалась и разгневанная мать султана – но уже от яда. А Хюррем повелела отыскать в гареме и по всей стране других сыновей Сулеймана, которых было около 40 человек, и всех их убить. Ее приказ был исполнен.

По легенде, Хюррем, которая стала первой женой, убила даже своих двоих младших сыновей, чтобы ее старший Селим стал главным наследником.

А рынок рабов, на котором ее продавали, Анастасия велела стереть с лица земли. На этом месте соорудили мечеть, медресе и богадельню, которые до сих пор носят имя Хасеки.