Version: 0.1.0

Больше, чем нефть: зачем США разыгрывают кровавый сценарий в Венесуэле

Николас Мадуро пообещал не впускать в страну, как он говорит, "фальшивую гуманитарную помощь". Дорога, по которой могут пройти грузовики, перекрыта венесуэльскими военными. Но именно это и может спровоцировать конфликт — если американцы пойдут до конца и попытаются прорваться. Тогда любой выстрел будет считаться сигналом к началу военной операции, результатом которой станет свержение Мадуро. И Штаты сейчас открыто заявляют, что они ведут работу с военными Венесуэлы, чтобы лишить Мадуро их поддержки.

Позади мост Лас-Тиендитас — один из трех переходов через границу с Колумбией. И он действительно перекрыт фурами. В Каракасе понимают, что к истории с американской гуманитарной помощью надо относиться очень и очень осмотрительно. Вашингтон планомерно демонизирует власти Венесуэлы в информационном пространстве, создавая контекст для поддержки радикалов внутри страны. И конвой в этом смысле может оказаться настоящим троянским конем.

Не примешь его — обвинят в антинародной политике. Примешь — распишешься в собственном бессилии. Казалось бы, шах президенту Мадуро в партии за Венесуэлу. Но то, что пытаются выдать за ферзя, на самом деле пешка.

"По нашей информации, на территории Колумбии стоят лишь семь или восемь грузовиков. В оцеплении полиции. И очень много журналистов", — говорит глава муниципалитета Лас-Тиендитас Джон Каррие.

Джон Каррие — глава приграничного муниципалитета. Съемочной группе РЕН ТВ — одной из немногих российских, которым удалось сюда добраться, — рассказал, что к нему для въезда в страну координаторы акции не обращались. Зато в "Твиттере" транслировали, как сильно хотят помочь. В этих роликах фур действительно не больше десятка. Как их содержимое будут делить на тридцатимиллионную страну — вопрос, которым западные СМИ не задаются.

Группа американского канала NBC в Каракасе работала свободно. Репортер Кори Сандерс только о конвое и говорил. Но что же там в этих грузовиках — нам не рассказал. А брендовую ветрозащиту с микрофона снял, наверное, потому, что надписи "Янки, гоу хоум" повсюду.

В среду, 6 февраля, начался сбор подписей против американского вторжения. И тут уже не важно, оппозицию ты поддерживаешь или законное правительство. Петиция объединяет понимающих, что проблемы Венесуэлы должны решаться только венесуэльцами и только теми способами, которые прописаны в законодательстве страны.

Войны в Венесуэле не хочет и Европа. Высказывание главы испанского МИДа Жозепа Барреля после встречи в Уругвае, где запущен так называемый механизм Монтевидео. Он предполагает 4 этапа преодоления кризиса. Ни Мадуро, ни Гуаидо в переговорах не участвовали. Но если первый поддерживал разговор, то второй в интервью Wall Street Journal продолжал рассуждать об американской военной операции. А в Каракасе с трибуны — о масштабной гумпомощи.

Но фуры из колумбийской Кукуты не выдвинулись до сих пор. И с ЭТОЙ стороны до них добраться не дали. Россиянам разрешено посещать Колумбию без визы. Но, видимо, не в этот раз и не по мосту Симона Боливара. Это второй пеший переход.

Люди по мосту продолжают идти, но вот здесь на ваших глазах начал образовываться затор. Это произошло, потому что колумбийские пограничники увидели нашу камеру и остановили движение из Венесуэлы в Колумбию. В обратном направлении, как видите, оно свободно продолжается.

Хватило пяти минут, чтобы в очереди начался ропот. Недовольных много. Как только конвой прибыл, людей через границу пропускать почти перестали.

Ежедневный трафик — больше 20 тысяч человек. Венесуэльцы идут через границу за продуктами и лекарствами. Их продают прямо с лотков уже в нейтральной зоне третьего перехода "Уренья". Дефицит ощущается даже в столице.

Есть, конечно, в Каракасе аптеки, где ассортимент побольше, но в основном картина соответствует тому, что в этой. Посмотрите сами — на полках много пустого места. Если посмотреть производителей, в основном они венесуэльские, колумбийские и других стран Латинской Америки. Американских и европейских препаратов тут нет уже несколько лет, с тех пор как США ввели санкции. Сокращение валютной выручки обернулось серьезным дефицитом важнейших товаров.

"Так построена манипуляция. Запад давно в сговоре с оппозицией. Первый давит санкциями, душит экономику. А вторые включают экономические проблемы в свой дискурс, будоражат население", — утверждает член экономической комиссии Национального учредительного собрания Герсон Эрнандес.

Венесуэла производит катастрофически мало товаров первой необходимости. Бюджет почти полностью опирается на нефтяные доходы. И теперь, когда под новые ограничения попал сырьевой сектор, ситуация действительно сложная.

"Для нас очень важно провести реформы, которые советуют нам друзья из России. Мы нашли много общего — того, что мы может использовать в развитии экономики Венесуэлы", — говорит вице-президент Венесуэлы Делси Родригес.

В нейтральной зоне так же, как и колумбийские лекарства, рекламируют венесуэльский бензин. Полный бак стоит меньше боливара, то есть примерно 5 рублей.

Топливо здесь настолько дешевое, что даже уличные холодильники для продажи мороженого дешевле подключать к бензиновым генераторам, а не протягивать, например, провод из соседнего здания.

Пока оппозиция будоражила страну рассказами о гумконвое, с разоблачениями выступили спецслужбы страны. Мол, за попыткой переворота стоят те же люди, что и покушались на Мадуро в августе. Они арестованы и дают показания.

Ирис Варела — министр пенитенциарной службы. Одна из ключевых фигур силового блока страны. За семь лет руководства создала систему видеоконтроля всех мест лишения свободы, которые есть и на границе с Колумбией. Сейчас даже эти камеры задействованы для наблюдения за открытыми участками.

"Мы понимаем, чем эта гуманитарная помощь может обернуться. Они пытаются открыть коридор любыми способами. Это начало интервенции", — говорит она.

На улицах столицы тем временем люди Хуана Гуаидо начали раздавать продукты и лекарства. Во вторник — очередные акции протеста с требованием пропустить американский груз. Под прицелом западных телекамер даже маленькая колонна из десяти машин может создать эффект победоносного шествия.

Больше, чем нефть: зачем США разыгрывают кровавый сценарий в Венесуэле