Version: 0.1.0

Эксперт прокомментировал планы Японии связать военные компенсации и мирный договор

Глава Министерства иностранных дел Японии Таро Коно заявил, что заключение мирного договора между Японией и Россией с правовой точки зрения включает в себя решение вопроса о военных компенсациях. Такое заявление японский дипломат сделал во время прений в бюджетной комиссии нижней палаты парламента страны. Отвечая на вопрос о правовой трактовке заключения мирного договора, Таро Коно заявил следующее: "В теории заключение мирного договора включает в себя прекращение состояния войны, решение территориальной проблемы, а также проблем, связанных с военными компенсациями". О каких именно компенсациях идет речь, глава МИД Японии не уточнил.

Старший научный сотрудник Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Виктор Кузьминков прокомментировал заявление Таро Коно.

"Там была фраза "в теории". Если мы рассматриваем японскую позицию, так как она есть, они считают, что война закончилась 15 августа 1945 года, когда Япония приняла Потсдамскую декларацию. Кстати, англосаксы тоже считают 15 августа. А мы считаем, что 2 сентября, когда Япония подписала акт о капитуляции", — сказал собеседник "Известий".

"Так вот, японцы говорят, что после 15 августа все, что сделал Советский Союз, это до начала сентября продолжил занимать Курильские острова, южную часть острова Сахалин. Это все незаконные действия с их точки зрения. В этой логике, соответственно, все эти действия должны каким-то образом компенсироваться. В том числе и интернирование японских военнопленных. Но это было до 1956 года. В 1956 году мы заключили совместную декларацию, согласно которой и закончилось состояние войны с Японией. В принципе, она была призвана именно для этого. Первая статья ее гласит, что с момента вступления в силу данной декларации, а вступила она в силу 13 декабря 1956 года, состояние войны между двумя странами заканчивается. И шестая статья этой декларации гласит о том, что стороны отказываются взаимно от любых претензий в том числе и компенсаций в результате войны, которая закончилась в 1945 году", — объяснил Виктор Кузьминков.

"То есть какие компенсации? То, что было до 1956 года, мы взаимно решили в 1956 году. Все, ни состояния войны, ни компенсаций. И территориальная проблема была решена. Подписав совместную декларацию, Япония таким образом признала законность владения Советским Союзом данными территориями. А Советский Союз с барского плеча, идя навстречу пожеланиям Японии, в 9-й статье этой декларации обещал подумать над тем, что он передаст два острова, — все. На этом вопрос был решен. Любые компенсации могут быть за незаконную оккупацию — с японской позиции, естественно, как они это трактуют. Поэтому мы и требуем от них признания итогов Второй мировой войны", — добавил Кузьминков.

Мирный договор между Российской Федерацией и Японией не подписывается в течение более 70 лет из-за территориального спора вокруг Южных Курил. Москва последовательно напоминает о правомерности российского суверенитета над островами, так как по итогам Второй мировой войны Итуруп, Кунашир, Шикотан и архипелаг Хабомаи отошли Советскому Союзу.

Эксперт прокомментировал планы Японии связать военные компенсации и мирный договор