Version: 0.1.0

Легендарные чеканщики вернулись на главный рынок Сирии в Алеппо

В Сирии сейчас чеканят медали одна за другой – власти Алеппо восстанавливают главный рынок региона, Аль-Мадина. Одними из первых туда вернулись легендарные восточные мастера. Секрет своего ремесла они передают из поколения в поколение.

Аль-Мадина – это рынок номер один на всем Ближнем Востоке. 13 километров самого экзотичного арабского шопинга по узким галереям, и все это под крышей. Каменные своды XIV века постройки во время боев за Алеппо служили неплохим укрытием и боевикам, и бойцам сирийской армии.

Объект всемирного наследия ЮНЕСКО несколько раз переходил из рук в руки, был частично разрушен, но все-таки выстоял. Так и не дождавшись западных специалистов, сирийцы решили восстанавливать памятник мирового значения своими силами.

"Главное для нас, что каменные своды, которые покрывают весь рынок, в целом не пострадали. Крыша это, пожалуй, главная деталь в конструкции традиционных восточных рынков. Из-за этой архитектурной особенности здесь всегда поддерживается комфортная температура – зимой тепло не уходит, а летом сохраняется прохлада", – заявил инженер Басель Захир.

Места на Аль-Мадине стоят огромных денег, но продаются они редко. Лавки передаются по наследству из поколения в поколение. Древний Восточный базар исторически поделен на части. Сук Ас-Сабун – рынок мыла. Сук Аль-Хирадж – там продают дрова и уголь.

Сук Аль-Атик – здесь торгуют кожей. Ну и, конечно, мастерские ремесленников. Пока идет реставрация, они вынуждены работать на прилегающих улицах.

"Я работаю в основном с медью. Вся работа, конечно же, ручная. Меня этому ремеслу обучил мой отец, который уже умер. Теперь я продолжаю его дело и обучаю своего сына", – говорит чеканщик Мухаммед Мунра.

Ремесло – это единственное, что невозможно потерять в смутное время. Вот только спрос на настоящее искусство во время войны резко падает. Несколько лет мастерам приходилось буквально выживать, но теперь, с приходом мирной жизни, люди могут позволить себе что-то кроме предметов первой необходимости.

Мохаммед Аззи, как и все его предки, использует в работе только ручной инструмент. Сначала резцом выбивает узор в медном изделии. Затем молоточком забивает в углубление серебряную нить. Так украшали посуду и в средние века.

Настоящих потомственных мастеров в Сирии не так уж и много. Мохаммед – один из них. Здесь, рядом с мечетью Омейядов, чеканил его дед, затем отец, и будет чеканить сын. Работа трудная, но прибыльная. Например, блюдо (на него ушло 2 месяца) стоит три с половиной тысячи долларов. По местным меркам – это целое состояние.

Вот только образ жизни сидячий. И зрение портится – у Мохаммеда уже минус четыре. Зато престижно. Да и выбора у него не было.

"Это у нас семейное дело. Поэтому я с детства знал, кем я буду, когда вырасту. Мы работаем с медью и серебром. Это очень древняя технология. Первую половину жизни учишься. Вторую – передаешь знания детям", – рассказывает Аззи.

В последнее время, говорит Мохаммед, дела идут все лучше. Дело в том, что в Сирию постепенно возвращаются иностранные туристы.

Легендарные чеканщики вернулись на главный рынок Сирии в Алеппо