Годовщина трагедии: в Сербии вспоминают бомбардировки НАТО по Югославии
О том, какую цену приходится платить за политические амбиции Вашингтона, не понаслышке знают в Сербии. Сегодня там вспоминают одно из самых трагических событий современной истории — бомбардировки НАТО по Югославии. Ровно 20 лет назад на города сбросили тысячи снарядов. Эта операция против суверенной европейской страны была крайне выгодна для администрации США, при этом отняла жизни сотен ни в чем не повинных людей.
До сих пор повсюду следы тех бомбардировок, особенно в столице — Белграде. Отец Драган зажигает свет в маленьком храме на окраине городка Варварин. На стене — необычная фреска. На ней 10 ликов. Слева в нижнем ряду — девочка. В центре — священник.
"Эта фреска в память варваринских мучеников. На ней изображены лики тех, кто погиб во время авианалета на Варваринский мост. Рядом с отцом Миливоем стоит Санья Миленкович. Санья была математическим гением. Авианалет не только унес ее жизнь. Он лишил науку выдающегося ученого", — рассказал настоятель храма в поселке Варварин отец Драган.
30 мая 1999 года в Варварине была ярмарка. Все жители вышли на улицу. Этого не могли не видеть натовские пилоты, которые получили приказ уничтожить мост через Мораву. 10 погибших, более 30 раненых.
Мост давно восстановили. Храм, куда попали осколки снарядов, тоже. А вот в Белграде поврежденные натовскими ракетами здания стоят как напоминание о варварском уничтожении целой страны под надуманным предлогом.
Это телецентр. Сюда тоже попала бомба. Здание за 20 лет так и не отремонтировали. В НАТО потом оправдывались, что это хоть и не военный объект, но функционирует как пропагандистская машина Милошевича. На своих местах погибли 16 человек.
Мирослав Медич сам работает на местном телевидении. Тут же, в соседнем здании. Во время той ночной бомбардировки 20 лет назад у него погиб родной брат Синиша. По пути на работу он часто заходит сюда, в вишневый сад, к памятнику. Больше идти, чтобы помянуть брата, ему некуда. Остальные 14 жертв были похоронены на кладбище. У них есть могилы. Сила удара была такой, что разнесла части тела по всему парку. Их собирали бульдозерами в грузовики. Останки несли на судмедэкспертизу. Но ни брата, ни его коллегу Драголюба не нашли. Ничего. Совсем ничего.
Превратить страну в пепел, видимо, и было целью НАТО. Операция с циничным названием "Союзная сила" продолжалась 78 дней. Тонны снарядов обрушились не только на военные объекты, но и на гражданские — школы, церкви, детские сады. Использовали в том числе запрещенные кассетные бомбы. Здесь, в городе Алексинац, который теперь называют "сербской Хиросимой", "Томагавки" сровняли с землей больницу и жилые дома. Всего в Сербии погибло 1700 человек. Из них 400 — дети. Но последствия тех бомбардировок будут напоминать о себе еще десятки лет: бомбы натовцев были начинены обедненным ураном.
Сейчас в Сербии наблюдается рост заболевших раком. С 1999-го умерло 18 000 от онкологических заболеваний, 22 000 — заболело. Кроме того, молодые мужчины и женщины становятся бесплодными. Влияние обедненного урана ужасающе. Это агрессия с отложенным действием.
Поводом для вторжения НАТО стал инцидент в Косово, где сербские полицейские вступили в бой с албанскими сепаратистами. В альянсе это посчитали геноцидом, боевиков предпочли назвать "мирными жителями". На Югославию Североатлантический блок обрушил всю свою мощь — почти 1000 самолетов, 55 кораблей.
"Это была зверская акция, военное преступление. Все мотивы не имеют реального отношения к действительности. Главным уроком — нельзя при помощи военной силы достигать гуманитарных целей без ООН", — говорит сенатор РФ Андрей Климов.
Именно тогда, в 1999-м, был отработан сценарий, как в угоду интересам Вашингтона поставить на колени процветающую страну. Потом были Афганистан, Ирак, Ливия.
Сейчас в Сербии снова неспокойно. Белград отказывается присоединяться к антироссийским санкциям. Налаживает отношения с Москвой, так и не признал независимость Косово, которое здесь называют сердцем Сербии. Это явно не нравится Западу. Первые тревожные сигналы уже есть— например, не имеющий ничего общего с международным правом пожизненный приговор бывшему президенту Республики Сербской Караджичу. И неутихающие уличные протесты, за которыми легко угадывается почерк авторов цветных революций.