Version: 1.0.2

На заре: политическая русофобия спровоцировала моду в мире на все русское

Через тридцать лет после дебюта, всемирная слава, наконец, нагнала российскую поп-группу "Альянс". Правда, за это время она успела распасться. И сейчас музыканты Олег Парастаев и Игорь Журавлев, вероятно, с удивлением наблюдали, как выложенный Парастаевым в Интернет клип на песню "На заре" за одну только неделю получил полмиллиона просмотров после того, как был заблокирован сервисом YouTube. Потому что русская музыка, наверное, не может привлечь столько зрителей. В сервисе эту популярность расценили как спам-атаку. А вот может.

Несмотря на начавшуюся новую холодную войну, интерес к России на Западе неожиданно вырос. И даже не столько в музыке — история с клипом "Альянса" единичная. Последний раз такое было с песней в исполнении покойного Эдуарда Хиля, которого на Западе тут же окрестили Мистер Трололо. И разобрали на цитаты и мемы. Но поклонники моды, ведущие фитнес-блогов и адепты здорового образа жизни неожиданно открыли для себя Россию. И не только они.

Неровная запись формата VHS, странный сценарий, девушка, которая внезапно появляется в кадре… Неожиданно публика обнаружила в этой какофонии картинок скрытый современный смысл. Клип — вообще один из самых первых снятых в нашей стране — спустя 30 лет за какую-то неделю набрал почти миллион просмотров.

Где сейчас та кассета, Олег, клавшник группы "Альянс", и не вспомнит. Оцифровал и забросил на антресоли.

Позабытый хит выложил в Интернет баловства ради. И никак не ожидал, что песню подхватит весь мир.

Разве можно было ожидать такого успеха от наивного искусства позднего СССР. Но песня, созданная в 80-х, бальзамом пролилась на публику, истерзанную коммерческой музыкой.

Песни на русском никогда не рвали западные чарты. Исключение — хит группы "Парк Горького".

"Мы, как Юрий Гагарин, были первыми. Нет, были "Песняры" до нас. Но они пели по-русски. Поэтому это был такой условный успех. Мы же — группа, которая была предназначена для того, чтобы именно пробить этот рынок англоязычный", — говорит солист группы "Парк Горького" Александр Маршал.

После был, конечно, вокализ "Тролололо" в исполнении Эдуарда Хиля. Который тоже потряс зарубежную публику.

Но популярность "На заре" в исполнении Игоря Журавлева все равно стоит особняком.

И ведь это не песня протеста, свойственная мятежному русскому року. Чистой воды лирика. Но артисты, вот в чем парадокс, считают, что Запад заслушался "Альянсом" и по политическим мотивам.

"Раньше был интерес у нас к ним, а теперь — обратная волна. У них интерес к нам. Ради бога, у нас все открыто", — говорит Игорь Журавлев.

"На заре" выстрелила не случайно. Заговорили о мировой тенденции — увлечении Россией в целом, ее культурой и бытом, модой и кухней.

Русская водка, черный хлеб, селедка — с этим все понятно. Но как спрогнозировать интерес к платкам или вот шапкам-ушанкам, в которых известный дом моды выводит на подиум своих моделей.

Креативный дизайнер известного модного дома грузин Демна Гвасалия запустил линейку принтов с изображением Виктора Цоя и нецензурными выражениями на чистом русском. С последними, правда, вышел конфуз. Крупный британский универмаг послание из трех букв перевел и снял изделие с продажи. Но авторы-то не прогадали.

"Сегодня нужно хулиганить, сегодня в моде нужно позволять шутить. Правильно или неправильно — вопрос бренда", — считает дизайнер.

Монетизировать политический хайп решил и соотечественник дизайнера Гвасалии Гела Поцхишвили, худрук балета "Огни Грузии". Накануне гастролей в Москве назвал Россию страной-оккупантом. Усидеть на двух стульях не получилось. Пришлось извиняться. Ведь оба зарабатывают на популярности России в мире. Один на дружеских связях наших народов, другой — на известности в мире наших артистов. И этот тренд уловили многие.

Китайцы выпускают сегодня серию футболок с российскими советскими исполнителями. Ставят фотографию Игоря Николаева того периода и подписывают: "Лев Лещенко". И они даже не понимают, как он выглядит.

И только российского президента ни с кем не путают. Япония и Китай сходят с ума от футболок и календарей с его изображением. Говорят, что уважают за силу и принципиальность.

"Календарь, который показывает снимки Путина как в частном, так и в открытом доступе, представлен в четырех различных вариантах, и один из них уже распродан полностью", — говорит представитель типографии LOFT Хироко Танака.

Мода на все русское захватила мир. В Лондоне выступление наших артистов завершилось при небывалом аншлаге. На премьеру в платье от отечественного кутюрье Алины Будуаро оделась героиня британской светской хроники Мария Погребняк, супруга известного футболиста.

"В Лондоне на балет не попасть, там билеты скуплены уже за несколько месяцев", — говорит она.

Лишний билетик нью-йоркская публика спрашивает и на выступление певца Сергея Пенкина. Здесь его не было 18 лет. И все равно помнят, любят, ждут.

Другое дело, чтобы закрепиться на вершине, одного стечения обстоятельств мало. Нужен расчет и инвестиции.

К выходу на экраны готовится блокбастер про ограбление банка в Ницце налетчиками из России. Кто-то успел сравнить его с голливудскими "Друзьями Оушена", но здесь неповторимый русский стиль.

"Мы искали героев в нашей жизни. Суть этого — это мы. Мы — русские люди", — говорит Владимир Машков.

И пока западные политики подливают масла в огонь русофобии, у простых иностранцев, наоборот, растет интерес к нашей стране. Американский полицейский Джон Дуган в России пристрастился к огуречному рассолу.

"С рассолом меня познакомил мой друг здесь. Он объяснил мне, что это надо пить когда у тебя похмелье. После того как ты пьешь самогон или вообще имел веселую ночь", — говорит он.

Еще бы, ведь его любимые музыканты — группа "Ленинград".

Без рассола репертуар Шнура не пережить. А если серьезно, то Джон убежден, что именно политические распри вызывают в мире интерес ко всему русскому.

"Я думаю, это связано с тем, что мода на русское — это определенное табу сейчас в Америке. Вы знаете, это как запретный плод сладок, это определенный вызов. Это очень круто идти против течения в США", — говорит он.

Не случайно курсы по изучению русского едва ли не самые популярные. И даже президент Исландии во время Арктического форума в Петербурге заговорил на нашем языке.

"Я учил много лет назад, забыл почти все, но это я помню, это я могу сказать, и это я хочу сказать: нет ничего дороже на этой земле, чем настоящая дружба", — сказал он на форуме.

И настоящая музыка. Ведь композиция "На заре" никогда не выпускалась даже на виниловых пластинках. Разошлась по стране на кассетах и бобинах. И пробилась к славе спустя 32 года.

На заре: политическая русофобия спровоцировала моду в мире на все русское