В Париже назвали сгоревшие в пожаре собора Парижской Богоматери реликвии
Прямо сейчас в самом центре Парижа продолжается операция, от результата которой зависит очень многое: что из бесценных католических реликвий все же удастся спасти из страшного пожара в соборе Нотр-Дам-де-Пари.
Точного ответа на этот вопрос по-прежнему нет, но уже известно: один из трех уникальных органов уничтожен полностью. Об этом представители экстренных служб сообщили около часа назад.
Судьба спасенных артефактов уже решена: терновый венец, алтарь, старинные иконы передадут в Лувр. Временно. Хотя очевидно, что на восстановление одного из главных символов континента уйдут миллиарды евро и, возможно, десятилетия.
Ущерб посчитать невозможно - безвозвратно утеряна уникальная кровля 13 и 18 веков. Судьба визитной карточки Нотр-Дама – горгулий – до сих пор неизвестна. Пропали в огне десятки редких книг, пока не нашли Владимирскую икону Божьей Матери, которую Франции подарил наш патриарх. А еще непонятно, уцелел ли орган из 8 тысяч труб, один из самых больших инструментов в мире.
И все-таки невозможное сделали. Из огня вынесли важнейшие реликвии. Алтарь, Терновый венец Иисуса Христа, плащаница Св. Людовика, старинные иконы - они находились в сокровищнице, до которой пламя просто не успело добраться. А медные статуи апостолов за несколько дней до пожара сняли со шпиля и увезли. Тем временем риск обрушения здания до сих пор сохраняется.
Остров Ситэ - колыбель Парижа, откуда и начинался город, сейчас не только в полицейском оцеплении, но и в оцепенении. Полицейские не справляются с потоками движения. Каждый хочет остановиться и сфотографировать Нотр-Дам или то, что от него осталось, на память.
Звуки свистков, как лебединая песня легендарного собора, наполнили весь город. Сюда едут из разных районов столицы. Кто-то судорожно фотографирует, кто-то рисует, а кто-то просто молча стоит со слезами на глазах.
Там, где ещё вчера возвышался стометровый шпиль с часами, сейчас груды испепеленных обломков. Огонь уничтожил сотни тонн деревянных перекрытий, сгорая, они рушили сводчатый потолок. Пожарные работают на специальных телескопических платформах. Внутрь запускать весь контингент оперативных служб по-прежнему опасно.
Одними из первых очевидцев невероятной по своей силе и масштабу катастрофы стали русские жители Парижа и наши туристы.
"Пламя вырывалось. Небо было окрашено сполохами, запах гари и все мосты, набережные были заполнены людьми, многие плакали, стали на колени и стали молиться", - рассказала актриса из России Лариса Бравицкая.
Начавшийся около 7 вечера с задымления на строительных лесах пожар за считанные часы уничтожит то, что строилось, а потом достраивались сотнями лет. Голые стены внутри. Часть картин и священных реликвий эвакуировать просто не успели. Сгорели дотла роскошные деревянные интерьеры, та же участь постигла и любимую туристами со всего света смотровую площадку, на месте северной башни - горстка пепла. Огонь приблизится и к знаменитым колокольням. Знаменитые витражи уничтожены, крыша обвалилась.
"Это символ, это мать наших соборов. И по моей профессии я спрашиваю, что Виктор Гюго подумал об этом ужасе, это практически в юбилей музыкальной комедии. Это катастрофа, это огромная скорбь для нас", - рассказала Рижин Лондри, драматург, актриса, журналист.
Собор Парижской Богоматери начали строить в 1163-м и завершили работу почти через 200 лет. за все время существования Нотр-дам всегда был больше чем просто музей – здесь короновались французские монархи, в том числе Наполеон Бонапарт.
Во время пожара пострадали пожарный и два полицейских. Известно, что оперативные службы приступили к тушению пожара через два часа после возгорания.