Version: 1.0.2

Эхо коллаборационизма: почему провалился процесс "Нюрнберг-2" в Прибалтике

В конце марта 2019 года Вильнюсский окружной суд вынес приговор по делу о событиях января 1991 года, согласно которому 64 бывших советских военнослужащих во главе с бывшим министром обороны Советского Союза маршалом Дмитрием Язовым были заочно осуждены и названы военными преступниками.

Россиян признали виновными в "военных преступлениях и преступлениях против человечности". Причем, совершенно бездоказательно. 11 марта 1990 года Верховный совет Литвы объявил о восстановлении независимости республики. В январе 1991 года в стране вспыхнули несанкционированные протесты, что повлекло за собой переброску бойцов спецподразделения. В ночь на 13 января колонна советской бронетехники направилась в центр Вильнюса. В столкновениях у телецентра погибли 14 человек, более 600 получили ранения. В заявлении ветеранов "Альфы" от 18 июля 2011 года говорится, что бойцы этого спецподразделения не использовали при штурме здания вильнюсского радиотелекомитета и телебашни ни одного боевого патрона. Их действия ночью 13 января 1991 года не стали причиной гибели ни одного литовского гражданина. Советские спецназовцы, которые участвовали в операции, говорили, что по гражданским стреляли неизвестные снайперы. Литовская сторона обвинила в убийствах советских военнослужащих.

Несмотря на все подтасовки фактов и многочисленные фальсификации, Литве не удалось сделать из этого судилища суд над Советским Союзом и Российской Федерацией под названием "Нюрнберг-2". 24 апреля в редакции "Комсомольской правды" прошел круглый стол на тему "Нюрнберг-2 не состоялся".

"Нюрнбергский процесс" в истории может быть только одним, и о нем странам Балтии, выставившим России миллиардные счета за "оккупацию", стоит напоминать чаще, особенно в свете того, что эти республики не считают себя причастными к преступлениям нацистской Германии на территории бывшего Советского Союза и упорно стоят на том, что их коллаборационисты — герои", — считают организаторы круглого стола.

Политолог, аналитик Центра общественно-политических исследований "Русская Балтика" Александр Носович считает, что отношения России с Прибалтикой испортились из-за ее желания реванша за итоги Второй мировой войны.

"Не верьте тем, кто говорит, что у нас отношения с Прибалтикой испортились в последние годы по вине Украины или чего-либо еще. Они испортились ровно по этим причинам: требования разговоров о советской оккупации, приравнивание коммунизма к нацизму и тому подобным вещам, начиная с 1990-х годов", — заявил Носович.

Он подчеркнул, что коллаборационистов в бывших прибалтийских республиках было больше, чем в РСФСР, Белоруссии или на Украине, а сейчас их потомки занимают высокие посты, и их идеи и взгляды отражаются на государственной политике.

Бывший военнослужащий Советской Армии Евгений Гаврилов, осужденный по делу 13 января 1991 года на 12 лет заключения и одновременно пострадавший во время событий в Вильнюсе, — он был тяжело ранен и потерял ногу в результате взрыва устройства, брошенного из толпы, — отметил, что у бойцов были боевые патроны — два магазина, которые были уложены в карманы бронежилета.

"У нас было указание "сверху": применять оружие только для личной защиты при угрозе жизни", — сказал он.

Литовская сторона уверяет, что у Вильнюсского телецентра проходила мирная демонстрация. Однако участники тех событий говорят об обратном: там действовала хорошо организованная толпа, создающая хаос.

"Первая линия "обороны" митингующих — старики и дети, за ними — шеренги из людей покрепче, тех, кто хорошо знал свое дело. Они выталкивали женщин и стариков вперед", — вспоминает Евгений Гаврилов.

Писатель Владислав Швед, который был осужден в Литве по делу 13 января 1991 года, отметил, что нет ни одного документального подтверждения "преступлений" советских военных во время вильнюсский событий": "Говорят, что 234 наших десантника, в том числе 25 специально подготовленных офицеров группы "Альфа", стреляли на поражение из автоматов и снайперских винтовок в людей на митинге. "Альфа", как известно, боевых патронов не применяла".

Политологи считают, что Запад, поддерживая тему "Второго Нюрнберга", преследует цель утвердить свое идеологическое превосходство, подорвать статус России. Аналитик Центра общественно-политических исследований "Русская Балтика" Александр Носович считает, что именно поэтому коммунизм был объявлен абсолютным злом.

Участники круглого стола отметили, что сегодня у жертв военных преступлений, в которых активное участие принимали прибалтийские коллаборационисты, появились возможности для того, чтобы потребовать у Латвии, Литвы и Эстонии ответа за злодеяния, совершенные их национальными "героями". Сейчас готовятся иски в суды от жителей блокадного Ленинграда, от жертв коллаборационистов в Псковской и Новгородской областях, от белорусов, которые пострадали в ходе карательной операции "Зимнее волшебство". Эксперты совместно с юристами уже разработали дорожную карту, которая могла бы позволить подать подобные иски.

Участники круглого стола отметили, что радикальные настроения и симпатии к неонацизму усилились в странах Прибалтики после распада Советского Союза. В Эстонии, к примеру, ежегодно проходит сбор ветеранов 20-й дивизии СС, в Латвии — шествие легионеров СС. В Дни независимости балтийских республик проводятся факельные шествия. Российская сторона неоднократно обращала внимание международной общественности на рост неонацистских идей и попытки переписать историю — приуменьшить преступления нацистов и их последователей.

Эхо коллаборационизма: почему провалился процесс "Нюрнберг-2" в Прибалтике
Эхо коллаборационизма: почему провалился процесс "Нюрнберг-2" в Прибалтике