Горбачев не сдержал эмоций, говоря о выходе США из ДРСМД
По вине Трампа сегодня история мировой безопасности разделится на "до" и "после". США обещали именно 2 августа покинуть одно из важнейших соглашений по сдерживанию вооружений, Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). Благодаря этому соглашению Штаты и Советский Союз ликвидировали почти три тысячи ракет, но главное — Договор обязывал стороны не производить вооружения и был гарантией стабильности и безопасности вообще во всем мире.
Пока мужья подписывают тот самый ДРСМД, Раиса Горбачева и Нэнси Рейган о чем-то весело шепчутся на первых рядах. Это было по-настоящему радостное событие. Большое, как и сам документ. Из-за размеров фолианта Рейган несколько секунд не мог подать Горбачеву руку. Но то, что 40-й президент США сделал вместе с советским лидером, 45-й президент поломал.
"Хорошие события" — это, видимо, односторонний выход США. Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности стал одной из главных гарантий "ядерного мира". Страны уничтожили комплексы наземного базирования, которые могли запускать крылатые ракеты на расстояние от 500 километров до 5,5 тысячи.
Кадры, смотреть на которые тяжело любому ракетчику или инженеру оборонки: военные инспекторы из США суют свой нос в "Пионеры" на закрытом полигоне. Но подобной процедуре подверглись и американские "Першинги-2" в Европе. Теперь США, вероятно, станут производить такое оружие вновь. Узнав об этом, Михаил Горбачев с трудом подобрал приличные слова.
"Будет восстановлена под видом рабочих мест. И так далее. *** все это. Это публика такая у власти. Опасная. Они поступают безответственно", — высказался Горбачев.
В качестве предлога США выдвинули обвинения против России. Дескать, наша ракета 9м729 нарушает требования Договора. В ответ министерство обороны показало ее иностранным военным атташе. Американцы не пришли. Выйти из Договора — давнее решение. Сначала в США делали идентичные по характеристикам РСМД дроны. Потом в Европе появились установки ПРО двойного назначения. А два с половиной года назад начал разрастаться профильный завод в Аризоне.
"В мире не останется ни одного инструмента для контроля над стратегическими вооружениями. Поэтому Трамп, видимо, заговорил об этом. Но идея Трампа, насколько я понимаю, связана с тем, что он хочет привлечь к переговорам Китай", — считает российский сенатор Владимир Джабаров.
Привлечь кого-то к переговорам можно было и не ломая договор. Но Трамп по-другому не может. Это его обычный бизнес-прием. Сначала ломает договоренности, потом пытается заключить новые — уже на своих условиях. Старый прием ушлых американских продавцов.
В рамках этой стратегии советник американского президента по нацбезопасности Джон Болтон недавно заявил, что и Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-III) не имеет смысла.
Нынешний президент США — человек непредсказуемый только внешне. И за тотальным разрушением всех международных договоров вполне может стоять желание Трампа заключить новое соглашение, более выгодное для США. С ним и войти в американскую историю. Вот только может не успеть. Скоро выборы. И 46-му президенту Штатов могут достаться уже обломки некогда успешной системы ядерного сдерживания.