Version: 0.1.0

Главы России и Ирана выступили против внешнего давления на Сирию

Владимир Путин стал самым востребованным участником на саммите стран - экспортеров газа в Тегеране.

Россия сняла запрет на продажу Ирану оборудования для модернизации двух ядерных объектов - новость, пришедшая в тот момент, когда российский борт номер один сел в аэропорту Тегерана. Конечно, в указе главы государства есть целый ряд условий. Но именно это решение Москвы на деле демонстрирует, что ядерная программа Ирана больше не угроза мировому сообществу. Наверняка и об этом Владимир Путин разговаривал с верховным правителем страны. Али Хаменеи - личность в Иране самая важная, почти мистическая. Поэтому подробности встречи так и остались за дверью его резиденции. Известно одно: в основном говорили все-таки о Сирии.

Президент Ирана Хасан Рoухани в это время уже встречал гостей в международном конгресс-центре. Шесть президентов, один премьер и еще пять министров энергетики, вместе они - Форум стран - экспортеров газа, который при желании может изменить весь расклад на рынке.

Газ - не только самое чистое топливо, но еще и самое востребованное. Эксперты прогнозируют: однажды темпы его роста превысят востребованность нефти. А все это не только дополнительные возможности для тех, кто его добывает, это еще и ответственность, которую Путин предлагает делить.

"Инвесторам, конечно, нужны четкие твердые гарантии. Но, главное, наравне с производителями газа инвестиционные риски должны нести и будущие потребители. За энергобезопасность надо платить всем: и странам-экспортерам, и странам-покупателям, что справедливо и полностью отвечает духу рыночных отношений", - сказал Путин.

Россия к вызовам рынка готова и собирается увеличивать поставки газа на восток. Все это позволит уже через два десятилетия увеличить экспорт голубого топлива из кладовых Сибири на 40 %. Вот только и Иран пообещал, что количество его газа на рынке будет расти пропорционально отмене мировых санкций. Но в этом зале это звучало скорее не как угроза, а как предложение поучаствовать.

"Я приглашаю все представленные здесь государства инвестировать в Иран. Власти, в свою очередь, обеспечат все необходимое для создания комфортных условий для инвесторов в области энергетики", - сказал Хасан Рoухани.

Российский лидер напомнил, что торговать газом тоже можно по-другому. Вот "Газпром", например, в прошлом году продал на бирже Петербурга 8 % добытого им голубого топлива. В будущем уходить с молотка будет еще больше российского газа. Вот только полностью переходить на схему, по которой сегодня торгуют нефтью, все же не стоит: Форум стран - экспортеров газа все-таки не ОПЕК.

"В интересах стабильности и предсказуемости рынка, для привлечения инвестиций в газовую отрасль ни в коем случае нельзя отказываться от проверенной годами практики заключения долгосрочных контрактов и использования принципа "бери или плати". Считаю важным, чтобы государства - участники форума проявляли в этом солидарность", - подчеркнул Владимир Путин.

Солидарность искали несколько часов кряду. Потом еще и уединялись в рамках двухсторонних встреч. И здесь Владимир Путин стал самым востребованным участником форума. Помимо иранского президента, поговорить с российским лидером наедине изъявили желание главы еще трех государств. Первым был президент Туркменистана. Гарбангулы Бердымухаммедов поинтересовался, насколько безопасны стрельбы Каспийской флотилии по ИГИЛ для гражданских самолетов. Владимир Путин пока никаких опасений не видит.

"Мы понимаем, что неудобства некоторые создаются, но мы с вами знаем, что все усилия, которые предпринимает РФ по борьбе с терроризмом, они ложатся бременем прежде всего на РФ", - сказал российский лидер.

"Поэтому, если какие-то неудобства создаются, то их, конечно, надо минимизировать… Но, имея трагический опыт, связанный с нашим самолетом, мы будем делать это до тех пор, пока посчитаем нужным, для того чтобы наказать виновных", - добавил президент России.

Сирия, конечно, станет главной темой в двухсторонних переговорах России и Ирана. И уже сейчас понятно, что улететь из Тегерана российскому президенту придется глубокой ночью.

Главы России и Ирана выступили против внешнего давления на Сирию