Стратегически важную ГЭС "Аль-Баас" восстанавливают в Сирии
Всюду следы пожара: копоть на потолке до конца не отмыли и за два года. Еще выше — следы от разрывов мин. Террористы не жалели взрывчатки и бензина, чтобы гидроэлектростанцию, после того, как они ее покинут, даже теоретически запустить нельзя было.
После того, как отсюда выбили боевиков, здесь не осталось ни одного целого агрегата. Все было затоплено. Инженерам приходилось разбирать по два-три прибора, чтобы из обломков собрать работающий.
День начинается с ремонта оборудования. Здесь почти все механизмы на ладан дышат. От механиков зависит, будет ли завтра в окрестных городах электричество. Работа важная, помогает даже главный инженер станции.
ГЭС сейчас выдает около половины своей мощности — 40 мегаватт из 80 возможных. На гидроэлектростанции уже давно ничего должным образом не работает.
На контрольном пункте дежурные каждый час записывают расход воды из Евфрата, корректируют мощность станции.
"Строили ГЭС еще инженеры из СССР. Схемы на стенах - ровесницы гидроэлектростанции - как повесили их сюда советские инженеры в 1986 году, - до сих пор работают по ним местные специалисты", — говорит главный инженер ГЭС.
Сирийские инженеры неплохо знают русский, правда, не разговорный, а письменный. Приборы тут еще советского производства. И чтобы работать на ГЭС, приходится учиться.
Российские специалисты готовы помочь с ремонтом. Запчасти тоже только в России производят. Для того чтобы оценить ситуацию, на ГЭС приехали военные из Центра примирения враждующих сторон.
"ГЭС "Аль-Баас" небольшая, но от её работы зависит самая мощная гидроэлектростанция в стране — в Эт-Табке. А значит, когда здесь все наладят, в городах на севере Сирии снова появится электричество, а на полях заработают оросительные системы, без которых сельским хозяйством в этом климате заниматься просто невозможно", — говорит офицер ЦПВС.
Российские "тигры" военной полиции выходят в очередной рейд. Зона патрулирования на севере Сирии увеличивается с геометрической прогрессией. Прорабатываются новые маршруты, на карте появляются новые стратегически важные объекты. Теперь их список пополнила гидроэлектростанция "Аль-Баас".
Зона патрулирования российской военной полиции постоянно расширяется. Летать дольше стали и наши вертолеты. Пролетая над населенным пунктом, который еще несколько недель назад был под боевиками, сложно сказать, что жизнь сюда возвращается. Но одно точно – здесь перестали стрелять.
В этой небольшой деревне электричества не было уже долгих пять лет. В феврале 2015 главную электроартерию региона захватили террористы. Судя по этим следам, ГЭС пытались взорвать. Машинное отделение затопили. И чтобы теперь работала хотя бы одна турбина, приходится прикладывать титанические усилия.
"Каждый день приходится что-то чинить. Техника изношенная и поврежденная. Постоянно выходит из строя. Из-за этого на станции постоянно происходят аварии", — рассказывает механик ГЭС "Аль-Баас".
Сейчас ГЭС не выдает даже половины своей мощности. Силовые блоки неисправны, их собирают по частям, причем пользуясь инструкциями на русском языке. Эту станцию возводили в 80-х советские инженеры. Поэтому у местных в ходу шутка: "ты можешь не уметь говорить по-русски, но знать русскую письменность обязан!". Иначе станция встанет мертвым грузом. Ведь все контрольные схемы по работе этой ГЭС до сих пор не смогли перевести на арабский.
"Русский язык очень сложный, но мы видим, что здесь еще в те года было все очень удобно и надежно настроено. И работает тут все даже сейчас, несмотря на то, что террористы пытались тут все уничтожить", — говорит начальник дневной вахты ГЭС "Аль-Баас" Абдулла Мухаммед.
Подъезды к плотине освобождены от террористов и находятся теперь под защитой. Поэтому директор ГЭС надеется, что наконец-то удастся наладить поставки сюда новых деталей для ремонта.
"От стабильной работы всего каскада ГЭС зависит устойчивая работа объектов промышленности республики и развитие проектов социальной сферы и благосостояние граждан Сирии", — заявил офицер ЦПВС ВС РФ Владимир Варнавский.
И, возможно, в деревни, над которыми теперь регулярно кружат наши вертолеты, совсем скоро вернется электричество, а вместе с ним и прежнее население.