Мечи на орала: жители Дейр-эз-Зора возрождают сельское хозяйство
Самопальная машина десанта террористов. В прошлом - обычный грейдер, наглухо обшитый броней. Сельскую технику в Дейр-эз-Зоре боевики переделывали под боевую. И с помощью таких нехитрых устройств пытались пробить оборону города.
А уже в километре от этой разбитой техники местный фермер Мохаммед впервые выгоняет на пашню свой новенький трактор. Теперь здесь безопасно пасти скот и обрабатывать землю - местность разминировали российские саперы.
"Трактор мне выдали по местной сельскохозяйственной программе. Сам бы я не смог купить его. Я за ним теперь слежу. По условиям я могу бесплатно им пользоваться, но обязан помочь вспахать земли соседям", - поведал Мохаммед Ибрагим, житель Дейр-эз-Зора.
По закону 10% от урожая он должен отдать государству, так как получил трактор абсолютно бесплатно. Так работают государственные субсидии в Сирии. Дают не деньги на развитие, а именно то, что необходимо: технику и зерно. Причем оформляют все ускоренными темпами, чтобы не потерять возможность собрать первый в этом сезоне урожай.
Для России это, конечно, в диковинку: сейчас январь и тут посевная в самом разгаре. Обычно вот с такого участка можно было в год собирать по три-четыре урожая. Но этот фермер приступил к работам только сегодня. Ведь последние три года его поле было заминировано. Здесь же наладили крупную систему полива. Одной такой установки хватит, чтобы обеспечить водой все поля пригорода.
"Мы восстанавливали целый год эту систему. Она важна для нашего региона. Ежедневно эта система может обеспечить водой 50 гектаров земли. Лишь бы электричество было бесперебойным", - рассказал местный житель Джамиль Ясин Джаррад.
В некоторых домах фермеров можно встретить настоящую роскошь - крупнорогатый скот. Для примера, одна такая корова по цене будет равна старенькому пикапу. Но если в семье больше семи человек, то вопрос, что купить - автомобиль или корову, - отпадает сам собой.
"Мы долго копили деньги, чтобы купить эту корову. Полтора миллиона лир! Я ухаживаю за этой коровой. Это единственная возможность прокормить нашу семью. Молока хватает и для детей, и для продажи", - пояснила Гаджиналь Аль Амияль, жительница провинции.
А детей у Гаджинат восемь. И это по здешним меркам норма. Когда деревня была в осаде, кормили малышей в основном вот этой травой и местными лепешками. Сейчас же, женщина уверяет, семья живет в полном достатке. Но растения, которыми они три года питались, собирает до сих пор. Привычка. Говорит, не может поверить, что войны здесь больше нет.