Война с мертвыми: работа поисковиков помешала литовским властям
В Литве поисковикам де-факто запретили искать могилы красноармейцев, погибших на Второй мировой. Энтузиасты годами разыскивали останки бойцов в литовских лесах, устанавливали их личности и перемещали их прах в мемориальные комплексы. Теперь эту работу пришлось свернуть, а тем, кто попытается возобновить раскопки, грозит крупный штраф и судебное преследование.
Поисковик Виктор Орлов показывает нам место гибели двух бойцов Красной армии в 140 километрах от Вильнюса. Находку обнаружили два года назад. Но вонзить лопату в мерзлую землю он не может из-за новых литовских правил.
"Для того, чтобы это в правом поле провести, надо привлечь археолога, а это прерогатива департамента: как он отнесётся, как отреагирует. А это зависит от отношений России и Литвы", — рассказывает руководитель литовской ассоциации военной истории "Забытые солдаты" Виктор Орлов.
Раньше, чтобы поднять останки, достаточно было сообщить информацию местным властям о местонахождении погибших солдат. Новые правила придумало руководство департамента культурного наследия Литвы.
"Умножается число жертв. Один день ты смотришь: стоял памятник, а на нем уже плитка и написаны имена, якобы здесь уже захоронения. Никто до этого не думал и не знал, и нет никаких утверждений, что там захоронения", — говорит депутат сейма Аудронюс Ажубалис.
По словам Виктора Орлова, эти обвинения не имеют под собой никаких доказательств. О находках ему все это время сообщали чёрные копатели и местные жители, которые часто находят останки в своих огородах. За 12 лет работы найдено 130 бойцов.
Леса возле города Рассейняй — это сплошная братская могила. По подсчетам поисковиков, в первые дни войны погибли от 7 до 10 тысяч советских солдат. Огромные потери понесла 48-я стрелковая дивизия. Память о ней увековечена на памятной плите.
Первых солдат поисковики Виктора Орлова подняли неподалёку от этого места. Из 10 солдат одного удалось опознать — рядом лежал жетон с вкладышем - Николай Амельфин, 1920 года рождения, уроженец деревни Заборье Архангельской области.
Николая Амельфина и остальных солдат захоронили на Антакальнисском кладбище. Со всеми почестями. При роте почетного караула Минобороны Литвы здесь предавали земле остальных советских солдат. Поисковики ухаживали за могилами. Отношение властей поменялось после того, как Виктор Орлов решил сменить деревянный крест на одной из могил на гранитную плиту.
"Нам выписали штраф с обязательством снести собственными руками вот эти памятники. И памятник четверым воинам русской императорской армии - это тоже результат работы", — говорит Виктор Орлов.
Все эти советские захоронения и монументы уже давно раздражают Прибалтику. В Сейме Литвы находится на рассмотрении законопроект о декоммунизации, запрещающий советские символы. Все это ещё больше иллюстрирует то неистовство, с которым Прибалтика переписывает историю. Якобы советские войска не освобождали Литву от фашистских захватчиков.
"А Литва чем занималась? Ответы такие: "Мы тихо-мирно сидели, через нас война прокатилась, активная часть потом в лес ушла, а мы здесь ни причем", — говорит вице-президент ассоциации российских граждан в Литве Сергей Резник.
Действия литовских властей Виктор Орлов называет не иначе как "войной с мёртвыми". Однако стереть историческую память им не удастся. Поисковик надеется, что уже скоро продолжит заниматься своим делом.