Version: 0.1.0

Фашистское кабарэ: как элита Франции поддержала немцев во время ВОВ

Кто бы что ни говорил, но и французская земля еще как пропитана кровью красноармейцев. Здесь, в Па-де-Кале, на севере страны с этим уж точно не поспоришь: к недавно отреставрированному воинскому некрополю добавилась восстановленная могила советских военнопленных. Рядом - памятник героям-партизанам Порику и Колеснику, чей отряд пустил под откос фашистский эшелон, уничтожил 14 автомобилей и три сотни солдат противника.

"Памятники нашим героям здесь ставятся, а не сносятся. Большинство все-таки помнит, кто выиграл войну", - говорит посол РФ во Франции Алексей Мешков. 

Про то, какой моральный выбор делали сами французы во время войны, многие стараются забыть. Кто-то, конечно, сражался, а кто-то открыто выступал на стороне нацистов. Именно - выступал. В это совершенно не хочется верить: любимцы публики - актеры кино, на чьих фильмах выросло не одно поколение. Известные певцы и музыканты. Культовые художники и писатели. 

"Вы знаете их – Альберт Камю, Сартр. Можно составить длинный список таких известных людей, кто публиковал книги. И эти книги прошли одобрение немцев", - говорит писатель, журналист Алан Райдинг. 

Столь удручающей французской истории Алан Райдинг посвятил целую книгу, снабдив ее редкими иллюстрациями и придумав, пожалуй, единственно возможное название - "И шоу продолжалось".  Оно продолжалось все 4 года, что длилась оккупация Франции.

Французская столица превратилась в своего рода рай для отдыха немецкого оккупанта. Парижская опера была задрапирована нацистскими флагами, для германских офицеров тут же неподалеку, через дорогу, резервировались лучшие столики в знаменитом Cafe de la PAIX.

Фашизм был воспет лучшими голосами выдающихся представителей французского шансона - Мориса Шевалье, Шарля Трене, Тино Росси, Фернанделя. 

Разве что Марсельеза была запрещена к исполнению. В остальном никаких табу: мобилизованные на поднятие боевого духа художники. Сотрудничество - во всех плоскостях, не исключая "горизонтальное" положение. А это уже - особый талант

"Знаменитая актриса Арлетти при том, что ее обвиняли, что у нее были любовники среди немецких офицеров, и она ответила судьям, что голова у нее республиканская, сердце французское, а нижняя часть сцены – международная", - отметил французский журналист, общественный деятель, представитель русской эмиграции в третьем поколении Дмитрий де Кошко. 

Без политиков легкого поведения тоже не обошлось -  главная роль в этом была отведена престарелому маршалу Анри Петену, впоследствии он получит позорное прозвище Путана». Но изначально созданное им коллаборационистское правительство на юге страны очень даже вдохновляло элиту. 

"Вполне известные люди, вполне эксцентричные, которые даже не имели никакого отношения к политике, но они были сторонниками режима виши - теми, кто как раз-таки был убежден в необходимости сотрудничества с немцами", - заявил профессор юридического факультета в университете Северного Иллинойса, специалист в области уголовного права Марк Фалькофф.

Режим Виши, для которого большевизм был куда хуже фашизма, без оглядки принял даже "декрет о евреях", хотя и выступал против их депортации, которая все же случилась - под звон бокалов и шум кабарэ. 200 тысяч человек. 

Для многочисленных туристов, которые ежедневно теперь фотографируются возле Нотрдама, мемориал жертвам немецкой оккупации часто остается незамеченным.  Спрятанный от толпы. Вроде как для молчаливых слез и тихого созерцания. Буквально под землей, на месте бывшего морга.

Певцы пели, актеры играли, режиссеры снимали фильмы, стриптизерши раздевались, а бордели перешли на круглосуточную вахту. Уникальная съемка, которую сделали сами немцы: Париж стал для них столицей удовольствия. В один большой документальный фильм эту хронику сложил  французский режиссер Ив Риу. И, несмотря на обилие цветных кадров, получилась весьма мрачная картина: "доблестные и галантные" арийцы, перед которыми француженки не могли устоять.

"Обилие кадров с любовной сценой между немецким солдатом и французской девушкой. Мы их называли за это "ле сосис" - "сосиски", - рассказал режиссер.

На французском телевидение его работу показали еще в 2010 - первый и, наверное, последний раз. Тема, о которой Франция предпочитает не вспоминать.

"Это до сих пор остается периодом, который мы можем назвать черным пятном в нашей истории, - отметил режиссер, - Было время, когда этот период как бы скрывался, и было время в середине 50-х, когда об этом мало говорили в попытке навсегда забыть".

Артистов-коллаборационистов после войны при Шарле де Голле хватило бы на несколько, как всем казалось, "расстрельных" списков, но в итоге - немногочисленные показательные процессы и в основном оправдательные приговоры. Разве что женщин заклеймили позором, обрив наголо.

"Позиция Шарля де Голля достаточно двулична. Он действительно заявил в свое время, что все они дети Франции, и сделал это может быть не в последнюю очередь потому, что коллаборация охватила Францию в таких масштабах, в таких объемах, что если бы подвергать репрессиям всех, кто коллаборировал, кто сотрудничал с немецкой оккупацией, то пришлось бы репрессировать если не половину населения Франции, то по крайней мере очень значительную ее часть", - заявил писатель Сергей Веревкин. 

Что тогда, что сейчас - куда комфортнее говорить о тех, кто участвовал в Сопротивлении: джазовый гитарист Джанго - отказался выступать перед фашистами, грустный клоун Марсель Марсо - искусство перевоплощения помогло ему провести мимо постовых десятки еврейских детей, знаменитая Эдит Пиаф, которой после войны плевали вслед, тоже прятала в одной из своих комнат евреев.

Еще больше французам, конечно, бы хотелось представлять оккупированный Париж по-тарантиновски: поджечь или взорвать кинотеатр с немцами, убить после сеанса Гитлера.

Но в жизни все было совсем не как в кино. Солдаты Вермахта преспокойно, без всякой угрозы для жизни посещали, в том числе, легендарный парижский "Гран Рекс" и никто этому даже не думал сопротивляться.

Никаких смелых идей - очередное изысканное место было покорно переименовано в "SoldatenKino". И стало даже общепринятым считать, что именно поэтому французское шоу продолжается по сей день.

Фашистское кабарэ: как элита Франции поддержала немцев во время ВОВ