Жители сирийского Маарет-Нуумана впервые за долгие годы пришли домой
Знакомство с городом мы начали с тюрьмы. Именно здесь в Маарет-Нуумане томились те, кто был неугоден террористам. Чтобы попасть сюда, достаточно было публично высказать недовольство так называемой революционной властью, и все – ты здесь, а жизнь твоя не стоит ни гроша. Вернее – ни одного сирийского фунта.
"Когда сюда пришли боевики и начали убивать жителей и насиловать женщин, конечно, мы уехали в Хаму. Это было очень тяжело, когда ты далеко от дома, где ты родился и вырос", – рассказывает Ваффа Юсуфи, местный житель.
Напоминание о тех тяжелых временах – надписи на стенах, их оставляли заключенные. Один из них нацарапал: "Доживу ли я до конца войны?" Судьба этого человека неизвестна. Зато известна судьба других. В Маарете их пока немного, но они есть – гражданские, те, кто вернулся к родным домам.
Саид и Ваффа не видели свою квартиру семь лет. Старые фотографии – это все, что напоминает о их прошлой жизни.
"Наш город был очень развит, много прекрасных зданий было построено и строилось, мы были счастливы в нашем доме. Я не был богатым человеком – но посмотрите, как мы жили тогда. Боевики разрушили нашу жизнь", – говорит Саид Мухаммед Юсуфи.
Жизнь надо начинать не просто с нуля, а с отрицательных величин. Нет ни работы, ни сбережений, только голые стены. Но все же супруги рады своему возвращению.
"У вас, русских, есть хорошая поговорка про это, я знаю: в гостях хорошо, а дома лучше", – пояснил Ваффа Юсуфи.
Рады и их соседи. Сирийцы удивительно быстро могут наладить быт из ничего. Врожденная арабская предприимчивость позволила Абу Ами открыть магазин.
"Конечно, в первую очередь мы торгуем тем, что нужно каждый день – вода, крупа, хлеб, – но население города увеличивается с каждым днем. Когда закончат работу саперы – и скоро, дай бог, заживем как раньше и даже лучше", – поведал владелец.
У сирийского правительства уже есть программа восстановления этого многострадального города. Также восстанавливают и трассу М5, на которой он находится, – главную автомобильную дорогу Сирии.
А ведь раньше это было так просто и так быстро: от Дамаска до Алеппо можно было доехать всего за пять часов. По прекрасной дороге, которую строила вся Сирия. И вот теперь эти времена вернутся вновь.
На многих участках начали заново строить автозаправочные станции. Но есть и такие отрезки, на которых пока ничего делать нельзя, слишком опасно.
"Реальной причиной кризиса в Идлибской зоне деэскалации является, к сожалению, невыполнение нашими турецкими коллегами своих обязательств по разделению боевиков умеренной оппозиции от заполнивших эти районы террористов "Джебхат ан-Нусры"* и "Хурас ад-Дин"*, – поясняют в Минобороны РФ.
Все эти люди с оружием сосредоточены вблизи северной части трассы и уходить оттуда не собираются. Об этом ведутся переговоры. А пока ситуация не устоялась, средствами военного мониторинга фиксируется странная картина. В зону деэскалации через турецко-сирийскую границу идут колонны турецкой бронетехники и войск. Зачем? Почему? Никто пока не может дать внятного ответа на этот вопрос.
* Организации признаны террористическими и запрещены в России.