Version: 1.0.2

Как воюет турецкий спецназ

Турецкие спецподразделения считаются одними из лучших в НАТО, но используют их не для борьбы с ИГИЛ.

"Пешмерга" – в буквальном переводе – "идущие на смерть". Так уже 120 лет себя называют курдские ополченцы. Эти отряды стали похожи на военные формирования лет 50 назад, когда бойцы "Пешмерги" начали активно защищать территорию Курдистана – района на севере Ирака, где компактно живут Курды.

Мало кто знает, что по конституции Ирака курдскому меньшинству здесь разрешено иметь собственную Армию. А подразделения, подчиняющиеся Багдаду, не имеют права входить на территорию курдов. Сегодня силы "Пешмерги" – это 12 пехотных батальонов, несколько отрядов спецназначения, батареи тяжелой артиллерии. При желании курды могут поставить под ружье около 120 тысяч бойцов.

Этот факт широко никогда не афишировался, но тренируют иракских курдов – турецкие военные, бойцы элитного спецподразделения "Призраки". С 2011 года тренировки бойцов курдского ополчения "Пешмерга" происходят на базе "Залкан" в населенном пункте Башика. Фактически, это пригород Мосула, занятого боевиками ИГИЛ. Любопытно, что именно сюда, в тренировочный центр "Залкан", несколько дней назад и направилась танковая колонна турок.

В Интернете буквально через пару часов, после того как стало известно, что турецкие войска вторглись в Ирак, появилось видео. Очевидцы утверждают, им удалось снять колону турецких военных вблизи границы. А судя по материалам турецкого сетевого издательства Yeni Safak, переброска осуществлялась ночью и сопровождалась внушительным перемещением личного состава и тяжелой техники. По разным данным на север Ирака вошли около 150 пехотинцев и целый танковый батальон.

"Для чего это сделано? Во-первых, там серьезные нефтепромыслы, и контроль над ними небезынтересен для турок, прежде всего, чтоб положить конец разговорам, что вот с этих промыслов имеет профит ИГИЛ, а покупают эту нефть турки. Теперь вот турки добывают эту нефть. Далее, и, пожалуй, самое основное: в последнее время дела у исламского халифата идут не очень хорошо, им необходима передышка, для того чтоб поднакопить материальные и людские резервы. А турки – это уже, кажется, весь мир признал – им симпатизируют, снабжают оружием и имеют с ними неплохую коммерцию", – объясняет президент Фонда реальной политики, эксперт Академии военных наук Владимир Прохватилов.

Появления в Ираке турецких военных, и уж тем более такого количества танков, вызвало неприятное удивление даже у союзников Турции по НАТО. А руководство Ирака, которое не ожидало столь откровенного вторжения, даже предъявило Анкаре ультиматум, назвав этот танковый марш-бросок "началом войны".

Официально Багдад обратился в ООН, требуя от Турции немедленно вывести войска. На это Анкаре было дано 48 часов. ВВС Ирака начали регулярные облеты базы, видимо, с целью показать серьезность намерений не оставлять турецкое вторжение без должного ответа. Правда, срок ультиматума истек, но Турция не спешит выполнять его условия. Эксперты считают, что гораздо интереснее знать, чем сейчас занимаются курды под руководством своих наставников из Турции.

"Сам Эрдоган говорил не раз, что он, в общем-то, видит себя не президентом, а султаном, и хочет восстановить величие Османской империи. Вот Кемаль Ататюрк, основатель нынешнего турецкого государства, как раз строил национальное государство турецкое. А Эрдоган хочет вернуть Османскую империю. Невозможно ее вернуть, не присоединив дополнительные территории. И он хочет это сделать за счет курдов, туркоманов, ну еще кого-нибудь, если получится. Но в первую очередь это, конечно, туркоманы и курды", – считает доктор исторических наук Роман Силантьев.

По мнению экспертов, турецкий спецназ как раз и натаскан на такие задачи. Диверсии, захваты объектов в тылу врага, контроль за стратегическими трассами.

Сегодня в структуре турецкого спецназа есть пехотный, горный и морской отряды. Составы подразделений могут меняться в зависимости от целей и задач. Например, в армейском спецназе существуют группы "А", в которые входят только офицеры, и так называемые группы "В", где служат еще и контрактники. На территорию противника забрасываются заранее созданные "боевые единицы". Это "двойки" или "тройки", которые должны вести разведку, патрулирование и наблюдение. "Единицы" для диверсий в горах состоят из 5 или 7 человек.

Когда спецназу предстоит штурмовая операция – группы объединяются в более крупные отряды по 10-12 бойцов. Общую численность войск спецназначения Турции можно подсчитать приблизительно. Есть две бригады по 3000 тысячи человек каждая. Одна развернута недалеко от Кайзери (Kayseri), вторая базируется в Болу. Подразделение боевых пловцов SAT (Su Altı Taaruz) - находится в Стамбуле. Есть еще морские котики – их база находится в Риве, плюс несколько более мелких соединений, имеющих разное подчинение.

"Интересно, что спецназ национальной разведывательной организации перенимал опыт у англичан. И это как раз SAS английская – Special Air Service. Там чисто европейские методики", – говорит эксперт совета по безопасности Московской городской Думы Дмитрий Ефимов.

Обучение турецкого спецназа происходит в строгом соответствии с британскими и американскими методичками. Например в ходе тренировочного марш-броска с грузом в 40 кг бойцы должны преодолеть 100 км. Причем бежать зачастую приходится вовсе не по дороге, а в рюкзаке может не быть никакой еды. Кроме того, инструкторы любят расставлять хитроумные ловушки. Например, будущих спецназовцев по одному высаживают в горной местности, сообщают задачу: выйти к определенной точке в определенное время. Кандидату даются неверные координаты. И только пройдя часть пути, боец понимает, что ошибся. Поэтому – вынужден спешить, а значит, нервничать. Так проверяется стрессоустойчивость.

"Это достаточно серьезно. Это, например, 5 дней без питания, без пайка на подножном корму, в пустыне. Очень хорошо они групповое взаимодействие отрабатывают. То есть задачи ставятся не одной группе, а нескольким, и считается выполненным только тогда, когда прошел весь комплекс", – продолжает Дмитрий Ефимов.

А еще бойцам предстоит научиться использовать оружие массового поражения, том числе химическое и биологическое. Инструкторы обучают новичков также искусству ближнего боя, десантированию, подводным погружениям, снайперскому и подрывному делу.

"Он должен уметь и прыгать с парашютом, и хорошо плавать, нырять под водой, владеть боевыми искусствами, ножевым боем, прекрасно стрелять, иметь хорошие навыки взрывного дела, уметь маскироваться. Турецкие спецназовцы славятся тем, что они большие мастера засад", – говорит президент Фонда реальной политики, эксперт Академии военных наук Владимир Прохватилов.

Каждый, кто хочет стать элитным бойцом, должен совершить не менее 10 ночных прыжков с парашютом. Кроме того, каждого кандидата научат проводить контртеррористические, поисковые и спасательные операции. Заставят освоить принципы наблюдения и разведки, а также – зубрить иностранные языки. Причем в основном восточные: фарси, арабский, китайский. Но – изучается и русский.

"Есть лидерство Турции по разным цивилизационным, культурологическим направлениям. Что отсюда следует? Что Турция будет стремиться развивать свою экспансию в разных странах. Значит, турецкий спецназовец обязан знать арабский язык, он должен знать азербайджанский диалект тюркского языка. Он должен уметь найти общий язык, говорить с киргизами, в Киргизстане турки издавна тренируют киргизский спецназ. Безусловно, русский язык. Безусловно, греческий язык. Ну, английский язык – это мировой язык. Вот видите, уже как минимум пять-шесть языков", – продолжает Похватилов.

В общем, подготовка у спецназа действительно самая серьезная. На обучение одного бойца уходит не менее двух лет.

Секретный центр в окрестностях Стамбула ежегодно выпускает всего 50 боевых пловцов для морского спецотряда. Но это настоящие профи. Сначала они проходят сухопутную подготовку: осваивают оружие, методы маскировки, учатся передвигаться в пешем строю. На это уходит около трех месяцев. Затем начинаются специальные тренировки: ведение надводного и подводного боя. Курсанты учатся незаметно приближаться к судам противника, устанавливать мины, неожиданно всплывать в указанном районе и, если понадобится, удерживать его до прихода основных сил. На такие тренировки уходит около полутора лет. Зато потом выпускники пополнят один из отрядов спецназа турецкого флота – Su Alti Savunma (SAS) – подводные защитные команды, или Su Alti Taaruz (SAT) – подводные штурмовые команды.

"Турецкие боевые пловцы славятся своей высокой квалификацией, и, я думаю, нашему Черноморскому флоту стоит опасаться их действий. В частности, ряд дружественных мне экспертов военных считает, что следующая провокация со стороны турок может быть именно на море. Ну вот две подводные лодки неотступно следуют за ракетным крейсером "Москва", и вообще вот туркам не нравится присутствие нашей небольшой эскадры в Средиземном море", – считает эксперт.

Оружие у элиты турецкой армии весьма серьезное. В арсенале бойцов "MAK" – спецназа сухопутных войск – есть 9-мм пистолет-автомат МКЕ турецкого производства, немецкие автоматы Heckler & Koch калибром 5,45-мм и американские автоматические винтовки М16. Усилить огневую мощь отряды могут с помощью пулеметов – немецкого MG-3 и бельгийского MAG, калибром 12,7-мм и 40-мм, гранатометов М-79. Имеются в арсенале и противотанковые гранатометы "Милан" и "Тоу", и безоткатные орудия "Кобра".

"Но самое главное, что я просто хотел отметить: ну, все как у американцев. У них появились сейчас Barrett М82А1, это их 50-го калибра считается, у нас 12,5. Эта винтовка с тепловизором, который позволяет вести внятный огонь на расстоянии до 3 километров. Это очень серьезно, потому что ими можно натворить (с джипами, которые есть у курдов, – прим. ред.) гораздо больше, чем установкой противотанковой", – говорит эксперт совета по безопасности Московской городской думы Дмитрий Ефимов.

Передвигаются спецназовцы на полноприводных боевых машинах "Лэнд Ровер Дефендер-110" и "Дефендер-130". Легкие бронированные разведывательные машины "Акреп", имеющие массу 3,6 тонны и развивающие скорость 115 км/ч, хорошо чувствуют себя в пустыне. Вооруженные до зубов бойцы "МАК" и отряда горных егерей уже несколько лет совершают вылазки в соседние страны: Сирию и Ирак. Но наиболее сложные и секретные задания турецкий Генштаб поручает собственному спецназу.

Это отряд "призраков" или СSR. В подразделении всего 100 бойцов. Попадают в него только офицеры, и только после дополнительной подготовки. Каждый боец CSR умеет действовать и на суше, и под водой. Кроме того, "призраки" могут управлять вертолетами и самолетами. Это своеобразная смесь американских "дельта форс", "зеленых беретов" и "тюленей".

"100 человек, которые занимаются именно работой на сопредельных территориях и выполняют специальные задания командования, связанные в том числе с ликвидацией командиров враждебных подразделений", – поясняет Дмитрий Ефимов.

Отряд "призраки" или, как их еще называют, "бордовые береты", был создан в 1952 году, когда Турция только вступила в НАТО. Именно с этого момента в стране на базе "беретов" основана специальная мобильная тактическая группа для ведения партизанского движения и диверсий в случае нападения СССР. Причем группа должна была действовать не только на территории страны, но и за ее пределами. Первое по-настоящему боевое крещение "бордовые береты" получили в Корее. С этого времени в Турции появились инструкторы из американских "зеленых беретов". Они учили турок несколько лет и успели подготовить около 300 спецназовцев. Именно в те годы и был сделан упор на спецдесантирование, легководолазную подготовку и умение работать в небольших командах. Другим заметным событием для турецких коммандос стал 1974 год, когда спецназ высаживался на Кипре под предлогом защиты турецкого населения острова. При вторжении на Кипр турки вели разведку и захватили несколько ключевых позиций еще до высадки основных сил турецкой армии.

"На Кипре операция проходила в 1974 году, принимала участие одна военно- воздушная бригада. Высадилась целиком. Тогда была одна бригада. Бригада эта, по турецким понятиям, 5 тысяч человек. Плюс, была артиллерийская поддержка. Они взяли Кипр достаточно быстро и закрыли всю эту тему в 1974 году отлично, и после этого они уже разрослись до двух бригад", – говорит Дмитрий Ефимов.

Еще одна международная гастроль спецназа Генерального штаба Турции – "миротворческая" миссия в Боснии. Турция не афишировала участие в этой странной операции своего спецназа. Между тем минимум в двух случаях именно турки помогали захватывать людей, разыскиваемых Гаагским судом. Еще несколько раз бойцы выслеживали людей, которых впоследствии задерживали "бордовые береты". Кроме того, турецкий спецназ оказывал помощь в подготовке армии Боснии.

"В Боснии работало 1000 человек как раз спецназа. Они работали там по той легенде, которую представили американцы. Соответственно, давили они сербов", – добавляет Ефимов.

Летом 2012 года обострились отношения с Сирией. Тогда сирийские войска сбили турецкий разведывательный самолет RF-4E, оба пилота погибли. После этого инцидента вылазки турецкого спецназа "Призрак" участились.

Но миф о непобедимости "призраков" был уничтожен 27 февраля 2013 года. Тогда турки отправились в очередной диверсионный рейд в Сирию. В составе отряда кроме турок были и исламские террористы. Проникнув на территорию Сирии, отряд напал на населенный пункт Аль Раи, расположенный у самой границы. Задача была простая – дестабилизация обстановки в соседней стране.

Первым объектом для атаки было выбрано полицейское управление городка. Там боевикам при поддержке турок удалось заблокировать около 30 солдат армии Асада. Ждать подкрепления сирийским военным было неоткуда. Начался бой, который длился несколько часов. Вероятно, нападавшие ждали, что сирийцы или отступят или сдадутся в плен. Однако те не испугались и по рации вызвали авиацию.

Бомбардировщик сирийской армии выпустил несколько ракет по позициям боевиков и поддерживающих их турок. В результате этой атаки 24 сотрудника элитного турецкого подразделения CSR (Combat Search and Rescue), которых еще называют "призраками", были убиты. Уйти обратно в Турцию удалось лишь нескольким бойцам. Потери исламистов неизвестны. Правда, турецкие военные тут же заявили, что никаких коммандос в Сирию они не посылали, и все это выдумки пропагандистов Асада.

"И вот тут турецкий спецназ, этот элитный отряд "Призраков" не очень хорошо показал себя. Вообще, такие операции принято грамотному спецназу проводить без потерь. А тут турки потеряли двух или трех человек убитыми, несколько ранеными. А во время отхода отряд был накрыт сирийской авиацией, и было убито 24 спецназовца. В Интернете есть фотографии погибших. Что же это за спецназ, который увидели и расстреляли с самолета?" – говорит Владимир Прохватилов.

Как говорят эксперты, сегодняшнее руководство Турции в собственной геополитической игре делает большие ставки на засекреченные элитные подразделения. Все чаще турецких бойцов заставляют делать грязную работу. А ведь спецвойска Анкары, которые считаются одними из самых боеспособных спецподразделений стран НАТО, могли бы реально послужить делу восстановления мира на Ближнем Востоке. Впрочем, пока, такая задача перед элитными войсками Турции, похоже, не стоит.