Горячий Идлиб: НАТО поддерживает Турцию после инцидента в Сирии
Сирийская провинция Идлиб – опять самая горячая точка, и не только на Ближнем Востоке. Три десятка турецких военных погибли этой ночью в результате авиаударов сирийской армии. При том, что сирийцы били по террористам группировки «Хайят Тахрир Аш-шам», местного филиала запрещённой в России «Аль-Каиды». По данным нашего Минобороны, турецкие солдаты буквально «смешались» с боевиками, фактически были с ними в одном строю.
"Под обстрел сирийских войск попали турецкие военнослужащие, находившиеся в боевых порядках террористических формирований. При этом, согласно переданным турецкой стороной российскому Центру примирения координатам, никаких подразделений турецких вооруженных сил в районе населенного пункта Бехун не было и не должно было находиться. Авиация Воздушно-космических сил России в районе населенного пункта Бехун не применялась", - сказано в заявлении Минобороны РФ.
А ведь ещё в сентябре 2018 года президенты России и Турции подписали «сочинский меморандум» – этот документ объявлял провинцию Идлиб «зоной деэскалации конфликта». И первое условие – как раз отделение умеренной оппозиции от оголтелых боевиков. Ответственность за это ложилась именно на турецкую сторону. Но, как показали события минувшей ночи, за полтора года Анкара боевиков не то что «не сепарировала», а «влила» в них своих солдат.
"Проблема не в том, что у кого-то есть план, противоречащий изначальной договорённости по идлибской зоне, проблема в том, как на практике выполняются эти договорённости по "деконфликтингу", - говорит Сергей Лавров.
При этом действия турецкого лидера носят характер весьма решительный и не обещающий скорой разрядки конфликта. Совещание по ситуации в Идлибе Эрдоган проводил в течение шести часов. Под жёсткий контроль взят интернет: в Турции блокируется доступ ко всем соцсетям, в последний раз такое было в 2016 году в момент попытки государственного переворота. Чрезвычайное положение ещё не объявлено, но все его признаки внутри страны чувствуются. Да и внешняя политика стала вдруг напоминать шантаж соседей.
Эрдоган давно называет Турцию своеобразным шлюзом между потоками сирийских беженцев и Европой. И вот этим утром в плотине словно открыли створку: на этих кадрах те самые беженцы штурмуют автобусы, такси или вот так, просто пешком движутся к границе с Грецией. Более чем прозрачный намёк: если Евросоюз нас не поддержит, ему придётся захлебнуться в новой волне голодных мигрантов.
Ещё яснее просматривается попытка апелляции к союзникам по НАТО – мол, на страну-члена альянса совершено военное нападение, братцы, выручайте! И хотя в пункте 5-м Устава НАТО прямо сказано: «оказывается военная помощь, если нападение на страну-союзника совершено в Европе или в Северной Америке», но лидер блока уже пообещал Турции «прикрыть от ракет».
"НАТО продолжит поддерживать Турцию целым рядом мер, начиная с приумножения числа средств противовоздушной обороны, - это поможет защититься от ракетных атак с сирийской стороны", - говорит генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг.
При этом эксперты призывают внимательно посмотреть на карты «зон деэскалаций» в Сирии. Именно в Идлиб, являющийся турецкой сферой ответственности, продолжают стекаться террористы из других частей страны. Они, как и накануне, предпринимают попытки атак позиций сирийской армии, провоцируя ответный огонь, приводящий к потерям среди турецких военных. При этом в самой Турции акции протеста проходят именно у нашего посольства, хотя Россия к нынешнему обострению отношения вообще не имеет.
"Россия выступает только за мирный процесс и за переговоры, чтобы не повторялась ситуация, когда гибнут люди с обеих сторон", - говорит политолог Андрей Кошкин.
Пока же в Турции заявили о возможном закрытии проливов Босфор и Дарданеллы для прохода военных кораблей, что ещё с 18 века всегда трактовалось как явный признак очередного военного конфликта в этом неспокойном регионе.