Расширяем производство: как частный бизнес возвращается в Алеппо
Теперь уже трудно представить, что до войны район Лерамун был промышленным центром Алеппо. За годы, что стояли здесь террористы, они превратили практически каждое здание в боевой опорный пункт. На каждом этаже находились пулеметные гнезда. Все бытовые помещения — в подвале.
Видно, что террористы бежали отсюда второпях, даже бросили небольшую библиотеку исламской литературы. По периметру здания, за бетонными стенами, наблюдательные пункты с узкими бойницами. Некоторые оборудованы с относительным комфортом – с печками и мягкой мебелью, которую боевики забрали из квартир местных жителей. Под зданием – целая сеть подземных ходов, по ним боевики скрытно перемещались, постоянно меняя позиции для ведения огня.
По всему видно, к войне здесь готовились всерьез и надолго. Вокруг – земляной вал высотой больше десяти метров. Настоящий укрепрайон, возведенный по всем законам военной науки. Наверху – окопы, огневые точки, оборудованные позиции для наблюдения за подразделениями сирийской армии. Противники на этом участке фронта находилась на расстоянии меньше километра друг от друга. Постоянно работали снайперы. Выбить боевиков отсюда удалось лишь всего месяц назад. Под ударами правительственных войск они ушли на северо-запад. И дальше в глубину Идлибской зоны деэскалации
Здание хлебозавода находилось в трехстах метрах от передовой. И все это время завод продолжал работать. Практически под ежедневными обстрелами со стороны боевиков. Завод и в годы войны обеспечивал хлебом более 40% населения Алеппо. А сегодня расширяет и штат и ассортимент. На предприятии уже работают 70 человек. Кроме булок и лепешек, начали выпускать сладости.
Директор хлебозавода уверен, что максимум через полгода в Лерамуне снова откроются десятки, если не сотни заводов и фабрик. Чтобы развивался частный бизнес, нужны мир, стабильность и уверенность в завтрашнем дне. И все это в Алеппо уже есть.
Директор Абд эль-Ваххаб пробует свежеиспеченные булки и просит нас, по возможности, не направлять камеры за окна цеха. Туда и, в самом деле, выглянуть страшно. Ведь предприятие находится в Лерамуне, самом разрушенном районе Алеппо.
"Я пеку хлеб уже 40 лет, если не понравится хотя бы одна булка, забракую всю партию, это моя личная ответственность перед людьми, особенно бедными, для которых хлеб это продукт, без которого они не могут обойтись", - поведал собеседник.
До войны Лерамун был самой большой промзоной экономической столицы Сирии, здесь работали тысячи предприятий. А теперь тут одни развалины. Повсюду одна сплошная декорация к фильмам-катастрофам. Но Абд эль-Ваххаб считает – это отличная стартовая позиция для бизнеса. Он пришел сюда первым из алеппских предпринимателей и на руинах построил хлебзавод, на котором сейчас работает 70 сотрудников.
Пресные лепешки "Хыбыз" и сладкие булки. В Сирии, если вы сядете за стол, то вам обязательно подадут или одно или другое, а то и оба вида хлеба сразу. Спрос на них огромный. Цена хыбыза начинается от двух рублей на российские деньги – его покупают огромными пачками и едят всей семьей, каждый день.
Поэтому завод Абд эль-Ваххаба сейчас процветает. Заказов прибавляется каждый день. Ну, а пейзаж за окном – директор считает, что он когда-нибудь изменится. В Лерамуне уже проведено разминирование и запланировано восстановление электросетей и нескольких крупных заводов. Они будут располагаться вот здесь, на бывших позициях боевиков.
"Мы должны были выгнать их отсюда. Вот здесь находилась их минометная батарея и они постоянно обстреливали соседний район – Захру. Там гибли мирные жители. Каждый день были жертвы. И среди стариков и детей. Это было невозможно терпеть. Сейчас, когда мы их выбили, Алеппо стал полностью мирным городом. Сейчас здесь уже не слышны разрывы мин и снарядов. Люди вздохнули с облегчением", - рассказал Махмуд Фарис, военнослужащий сирийской армии.
По периметру здания до сих пор остались мешки с песком и амбразуры для стрельбы. В подвале раскиданы вещи террористов. Первым делом здесь проведут большую генеральную уборку. А потом цехами начнут распоряжаться люди, подобные булочнику Абд эль-Ваххабу. В том, что у них все получится, сомневаться не приходится.