Польские ученые пытаются переписать историю освобождения Гданьска
Сегодня 75 лет исполняется одной из самых кровопролитных операций Великой Отечественной войны - освобождению польского Гданьска. Город, защищенный с одной стороны густым лесом и Балтийским морем с другой, стал настоящим форпостом для фашистской армии. Чтобы прорвать немецкую оборону и открыть дорогу на Берлин, советской армии пришлось идти на отчаянные меры. Дмитрий Земенкин всё расскажет.
День освобождения Гданьска от немецких оккупантов в Польше стал очередным поводом для манипуляций и попыток перекроить историю по собственным - политическим - лекалам.
"Праздновать ли это как освобождение - я бы ответил, что нет. То есть если уже говорить про освобождение, то только в кавычках, или говорить про так называемое освобождение", - говорит польский историк Ян Данилюк.
Так называемое, по словам польских историков, освобождение Гданьска стало самым кровопролитным сражением советских войск в конце Второй мировой. Это был стратегически важный пункт -- открывающий армии Жукова дорогу на Берлин. В польский же город вошли бойцы 2-го Белорусского фронта под руководством Рокоссовского. Именно им пришлось столкнуться с 25-тысячным немецким гарнизоном, самым непримиримым из оставшихся у Гитлера в 45-м.
"Немцы потеряли при обороне Данцига убитыми 22 000 и 3000 пленными. То есть они сражались до последнего. Эта группировка – это значительные части СС, плюс просто подготовленные опытные фанатичные части. С которыми приходилось сражаться до последнего, ну как, приходилось уничтожать!" - говорит военный историк Борис Юлин.
Тяжелые бои за каждый перекресток и каждый дом. Поэтому Гданьск был так сильно разрушен. Хотя польским Гданьском он стал именно после освобождения красноармейцами. Еще с эпохи Средневековья Данциг с некоторыми перерывами всегда был немецким. Даже после Первой мировой войны, получив статус вольного города, но находясь в границах польского государства, в Данциге проживало 95% германского населения. Вот на этих архивных кадрах уцелевшие после бомбежки вывески на домах, названия магазинов и малых предприятий, банков и театральных афиш – все на немецком. Правда, встречали освободителей на чистом польском. И с цветами.
По инициативе СССР в состав Польши вошли обширные территории, ранее принадлежавшие Германии. При освобождении Гданьска погибли две с половиной тысячи поляков, красноармецев же – 52 тысячи. Но наши солдаты позволили водрузить в Гданьске не советский, а красно-белый польский флаг. Это был братский жест.
Об этом политики в современной Польше помнить не хотят. Сносят памятники красноармейцам, вандалы при попустительстве властей оскверняют мемориальные братские кладбища. Но заставить полностью забыть историческую правду антисоветская пропаганда не смогла: нынешний год – единственный, когда из-за пандемии коронавируса польские ветераны и инвалиды войны не смогли собраться, чтобы отдать дань памяти советским освободителям.