Согласие, но не соглашение: как прошли переговоры ОПЕК+ по нефти
Спустя почти 11 часов долгих и напряженных переговоров страны-участники ОПЕК+ все-таки пришли к согласию. Но не к соглашению. Документ подписать не удалось. Добычу нефти договорились сократить на 10 миллионов баррелей в сутки в ближайшие два месяца.
Единственное, что требуется - это согласие Мексики, которая неожиданно отказалась от снижения уровней добычи и едва не сорвала сделку. Как 34 разгневанных мужчины несколько часов пытались уговорить единственную женщину на заседании.
За почти 11 часов страны ОПЕК+ договорились о сокращении добычи нефти на 10 миллионов баррелей в сутки. С июля по декабрь добычу планируют сократить на 8 миллионов баррелей в сутки. С января 2021 года по апрель 2022-го на – 6 миллионов баррелей в сутки.
Впрочем, пока всё это только договоренности. Ставить свою подпись под этим соглашением отказалась Мексика, которая не хочет сильно сокращать добычу нефти. 34 мужчины — министры энергетики за 10 часов так и не смогли убедить единственного министра-женщину, которая была на онлайн-встрече. Уже после того, как она покинула виртуальную встречу ОПЕК+, в её "Твиттере" появилось такое заявление.
"Мексика на переговорах секретариата по сокращению цен на нефть предложила сокращение на 100 тысяч баррелей в сутки в течение следующих двух месяцев", - сообщила министр энергетики Мексики Росио Нале.
Договориться с Мексикой попробуют еще раз сегодня же. Опек+ продолжит переговоры. Кроме того, состоится онлайн-встреча министров энергетики стран "Большой двадцатки". На ней, по данным агентства "Блумберг", планируют создать специальный комитет, который будет следить за стабилизацией нефтяных рынков. Фондовые рынки сейчас реагируют чуть ли не на каждое заявление.
"На следующий день после заключения сделки сокращения производства не будет. Будет кратковременный всплеск на рынках, подогретый оптимизмом, внушаемым этой сделкой, самим фактом ее заключения, но после того, как оптимизм пройдет, могут даже опять упасть цены", - сообщил заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.
Что, собственно, уже и происходит.
Цены на нефть подскочили на 10 процентов, пока переговоры ещё даже не начались: нефть марки Brent достигла отметки в 36 долларов за баррель, а WTI — почти в 29 долларов ($28,36) за баррель. Через несколько часов цены откатились: фьючерс нефти Brent уменьшился на три процента (3,11%) и составил почти 32 доллара (31,82) за баррель. Стоимость WTI упала на девять процентов (8,49%) до 23 (22,96) доллара за баррель.
Как правило, нефтяные цены тянут за собой и курс валют. Но пока этого не произошло. На торгах в четверг доллар с евро подешевели на 30 копеек и зафиксировались на этой отметке.
"Рынок показал следующее: что цена 82 рубля за доллар была достаточно дорогой и рынок посчитал, что он не готов платить больше, и мы видим неплохое снижение цены долларов", - отметил экономист Вячеслав Зайченко.
Опасения вызывает пандемия коронавируса. Почти полмира – 4 миллиарда человек – живут в режиме самоизоляции. Никуда не ходят, ни ездят и не летают. Спрос на нефть из-за этого падает, а запасы стран увеличиваются. Такими темпами, по некоторым данным, нефтяные хранилища могут быть заполнены уже в мае. Совсем неблагоприятная ситуация для роста цен.
"Мы в настоящее время наблюдаем очень серьезное снижение спроса, на 10-15 миллионов баррелей в сутки. В ближайшее время этот показатель еще может измениться в сторону увеличения", - сказал министр энергетики Александр Новак.
Встреча участников ОПЕК+ прошла спустя месяц после срыва сделки. Тогда странам-экспортерам нефти впервые с 2016 года не удалось договориться. Саудовская Аравия внезапно предложила очень резко снизить добычу. России такой шаг был невыгоден. После чего саудиты пошли в наступление: сказали, что будут добывать больше, а продавать дешевле, пообещав скидки практически всему миру. Но не учли влияние коронавируса.
В итоге цены рухнули слишком сильно, а вместе с ними и доходы от экспорта углеводородов. Проиграли все, кто думал на этом заработать. И саудиты, и США, где сразу несколько нефтедобывающих компаний объявили о банкротстве. Деньги стали отличным поводом забыть про политические амбиции и вернуться за стол переговоров.