Весть о чуде - в каждый дом: как Россия встретила Пасху при пандемии
Праздничная служба невероятно красивая и трогательная. Благовест разливался над ночной столицей, словно затаившей дыхание в ожидании чуда. Плащаницу с изображением Христа внесли в алтарь, где она будет пребывать 40 дней. Последние минуты Великой субботы. И вот храм озарился светом.
Царские врата открылись. Начался крестный ход. В отличие от прошлых лет не на улице, вокруг храма, а внутри.
И вот звучат главные слова, которые верующие так ждали - Христос Воскрес.
Смысл Пасхи – победа жизни над смертью. Об этом так важно было напомнить именно сейчас.
"Страшная болезнь прикоснулась к нашему народу. Для того, чтобы уберечь людей от заражения, принято решение совершать богослужение без участия мирян. Необычность ситуации еще более укрепляет нашу веру, когда все рядом и доступно – часто притупляется острота чувств", - заявил Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.
Один из главных символов праздника – Благодатный огонь. Он загорается в храме Гроба Господня в Иерусалиме в Великую субботу. Есть поверье: если Святой свет не явится, грядут последние времена.
Обычно тысячи паломников в Великую Субботу ждут схождения Благодатного огня под сводами Храма Гроба Господня. Но доступ в главную святыню христианского мира закрыли из-за пандемии. Внутри находились только Патриарх Иерусалимский, несколько священников и журналисты, которые отвечали за трансляцию церемонии. На узких улочках Старого города тоже непривычно безлюдно – в Израиле очень строгие санитарные меры.
Традиция схождения Святого света не прерывалась даже во времена турецкого владычества. Само явление происходило в Кувуклии – часовне внутри Храма над Гробом Господним. Накануне ее, как и всегда, проверили на наличие горючих веществ, спичек и опечатали. Среди примет времени меры безопасности: участники церемонии были в защитных масках. Но остальное неизменно. Крестный ход, как и прежде, трижды обошел часовню. Затем Патриарх Иерусалимский разоблачился – остался в одном подряснике и вошел в Кувуклию вместе с армянским прелатом. Там он молился о схождении Святого света. Сколько могла продлиться молитва – не знал никто. В этом году ожидание заняло примерно час. Затем патриарх Феофил вынес Благодатный огонь из Кувуклии. В прежние годы верующие передавали его друг другу, зажигая связки из 33 свечей – по числу лет, прожитых Христом на Земле. Паломники умывались Святым светом в первые минуты он не обжигал. В минувшую субботу традицию пришлось нарушить. Свечи вынесли к Яффским воротам, где ждали представители посольств разных государств, в том числе России. От Благодатного огня они и зажгли лампады.
Прямо отсюда, от Яффских ворот дипломаты отправились в аэропорт Бен-Гурион, там уже стояли самолеты с делегациями. Выход из салона был запрещен. поэтому послы сами поднялись на борт.
"И мы с нетерпением ожидаем прибытия нашего самолета во "Внуково" для того, чтобы этот огонь принести на пасхальное богослужение", - сказал директор Фонда Андрея Первозванного Владимир Бушуев.
Церемония впервые в истории прошла по такому сценарию. Но для верующих это не столь важно.
Благодатный огонь, символ надежды и самой жизни, сошел в Иерусалиме – и это самое главное.
Встреча Святого света в столичном "Внуково" аскетична. В здании аэропорта – только представители фонда Андрея Первозванного и журналисты. От иерусалимской лампады зажигают еще четыре. Капсулы аккуратно запечатывают. Дальше - доставляют кортежем в Храм Христа Спасителя.
Обычно возле главного кафедрального собора страны в это время не протолкнуться. Сейчас - непривычно пусто. Верующие прислушались к просьбе патриарха и рекомендациям врачей и остались дома.
Изменение привычного ритуала и невозможность самого присутствия в храме для многих верующих стали испытанием. Раньше такое трудно было даже представить. Патриарх Кирилл еще в конце марта призвал верующих оставаться дома.
"51 год с кафедры в качестве священника я призываю людей ходить в храмы, я этому призыву посвятил всю свою жизнь, и, надеюсь, вы понимаете, как трудно мне сегодня призывать не посещать храмы", - сказал Патриарх Кирилл.
Во многих регионах, в том числе, в Москве и в Петербурге, именно санитарные врачи предписали не проводить массовые богослужения. Слишком высоки риски.
"Нередко храмы становились источником еще большего возникновения и усиления эпидемии. Во время эпидемии холеры в 1830 году император Николай приказывал проводить молебны против распространения холеры только лишь в присутствии духовенства и властей, не допуская в храмы народ", - рассказывает историк, доктор психологических наук Борис Рыжов.
Временное ограничение доступа в храмы, рекомендованное эпидемиологами, согласно опросам, поддержали 84% россиян.
Пандемия изменила многое. Мир вообще стал другим. Храмы опустели, но духовная жизнь продолжается. В преддверии нынешний Пасхи пришлось скорректировать традицию освящения куличей. Церковь объясняет – достаточно пропеть пасхальный тропарь перед праздничной трапезой. В Ростове-на-Дону обряд проводили прямо в пекарне. А после соцработники развезли куличи прихожанам. Лишь бы те не выходили на улицу.
В переводе с древнееврейского само слово "Пасха" означает переход – от смерти к жизни. Безусловная ценность каждого человека когда-то сделала христианство таким притягательным для миллионов. Поэтому перед священниками не стоял выбор – массовые богослужения или здоровье паствы.
"Что бы ни происходило вокруг нас, самое главное уже случилось – Христос Воскрес! Он победил не просто наши скорби, наши печали. Он разрушил самый страшный вирус в нашем мире – вирус смерти", - заявил иеромонах, руководитель информационно-аналитического управления Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ Геннадий Войтишко.
Введение строгих санитарных мер совпало с Великим Постом. В Евангелии сказано, что 40 дней Иисус провел в пустыне, искушаемый дьяволом. Что это в сравнении с комфортабельным пребыванием в своей же квартире с доставкой еды до двери?
"Для нас, конечно, испытания, но они же несравнимы с тем, через что прошли наши отцы и деды, деды и прадеды", - считает председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата Владимир Легойда.
Настоящий подвиг, говорят богословы, это подавить в себе уныние.
"Эти меры носят ограничительный характер. Временный характер. Меры направлены, чтобы люди могли поберечь себя. В этом ценность этих шагов. Человек, находящийся дома, будет черпать силы в молитве", - говорит протоиерей Сергий Звонарев, руководитель секретариата по делам Дальнего зарубежья Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.
Митрополит Псковский и Порховский Тихон сравнил пандемию с Третьей мировой. Но есть принципиальное отличие от любого вооруженного конфликта. Впервые в истории борьба идет за каждую человеческую жизнь.
"Не бойтесь. Болезнь чаще пристает к тем, кто подавлен прежде всего морально, и потому храните это моральное доброе чувство", - призвал митрополит Ярославский и Ростовский Вадим.
Мы подошли к той точке, когда ломаются старые ценности. До сих пор нашими кумирами были актеры, спортсмены, певцы. Богатые и успешные. Но в одночасье пришло время других героев – врачей и ученых, без которых нам не выжить.
Жизнь продолжается. Кипит работа петербургских реставраторов в Александро-Невской Лавре.
"Такие мрачные моменты закрываются, забываются работой, потому что у нас работа очень интересная", - говорит старший реставратор Александро-Невской Лавры Татьяна Моргунова.
Для московских иконописцев мастерскими стали обычные квартиры. Марина Шалонина показывает икону "Воскресение Христово" - осталось совсем чуть-чуть.
Говорят, что Пасха стирает все границы. Весть о чуде приходит не в церкви, а к людям. В каждый дом. И понимание: испытания очень скоро останутся позади.