Последний штурм: рассекречены уникальные архивы о Берлинской операции
Архивные тайны Берлинской операции, рассекреченные в честь 75-летия Победы. Уникальные документы, уровень секретности на многих "максимальный". Донесения и судьбоносные приказы последних дней войны - в том числе, за подписью Конева и Жукова. Теперь они в общем доступе, чтобы каждый знал подлинную историю.
Это советский маршал отдаст приказ "ворваться в Берлин первыми". Это наша контрразведка доложит о том, что Гитлер застрелился. Это Красная Армии, как ни одна другая, ощутит на себе "упорное сопротивление противника".
Но рука не дрогнет ни при передаче этих шифровок, ни во время ожесточенных боёв. Последние жившие в Германии участники фашистской обороны до конца своих дней будут помнить то поражение.
"Тому, кто сможет подбить хотя бы один такой танк, полагался продолжительный отпуск. Ну, я и вызвался. Меня приметили еще на подходе, уже не было смысла даже стрелять, сразу же - ранение в шею, мысль была одна - как бы выжить, я истекал кровью", - вспоминает ветеран Вермахта Хайнц Мучинский.
Для десятков тысяч советских солдат первые дни Берлинской операции в районе Зееловских высот станут датой смерти. И каждый из них, конечно, герой. Само расположение, Зееловские высоты, позволяло немцам бить по советским воинам отсюда буквально в упор. Цена этой победы была слишком высока во всех смыслах, но каким же важным был именно этот военный успех Красной Армии, открывший путь на Берлин.
До столицы Третьего Рейха - меньше 100 километров, каждый из которых будет пропитан кровью павших. Из ежедневных сводок советского информбюро сейчас может возникнуть ложное ощущение легкости того наступления.
Наши войска взяли в плен более 13 тысяч немецких солдат и офицеров и захватили следующие трофеи: самолетов - 60, танков и самоходных орудий - свыше 100, полевых орудий - более 500. Но сами ветераны вспоминают апрель 1945 года как один из самых страшных месяцев войны. Самый кровопролитный.
"Немцы так сопротивлялись, такое было полное сопротивление. Вот один остается и ведет бой до тех пор, пока его не убьют", - говорит ветеран Николай Пудов.
Российское военно-историческое общество называет их героизм "образцом военного искусства", а Красную Армию "лучшей военной машиной в истории человечества", сумевшей сломить невероятно укрепленное направление. Немецкая оборона столицы велась сразу в три рубежа, были заминированы все подходы. В самом Берлине: около 400 мощных огневых точек - дотов и дзотов. Каждая улица перегорожена промышленно изготовленными баррикадами, каждое здание превращено в крепость. Оборонявшаяся германская группировка - более миллиона человек.
И все у Красной Армии и численное превосходство, и преимущество в технике и вооружении: в авиации в 2,5 раза, в танках и артиллерии - в 4 раза.
Войска 1-го Белорусского фронта под командованием Георгия Жукова и 1-го Украинского фронта под командованием Ивана Конева брали Берлин. 2-й Белорусский фронт маршала Рокоссовского прикрывал удары севернее столицы. Силами советских фронтовых группировок удалось окружить и взять город, дойти до Эльбы и установить связь с союзниками. Тем самым Германия была разделена на две части и потеряла возможность дальнейшего сопротивления.
"Берлин - это были сплошные руины. Я не помню там ни одного целого дома. На сохранившихся стенах и балконах висели белые простыни. И , кроме того, тянулись в Берлин бесконечные вереницы людей", - вспоминает герой Советского Союза, командующий Дальней авиацией, заместитель Главнокомандующего ВВС СССР, генерал-полковник авиации в отставке, заслуженный военный летчик СССР Василий Решетников.
Мир к этому моменту уже был настолько разделен, что теперь историки говорят о едва не случившемся "предательстве союзников", возможном сепаратном мире с нацистами, а взятие Рейхстага называют "гонкой за Берлин". Она до сих пор продолжается у многих в головах: в немецком музее капитуляции фашистской Германии нередко приходится восстанавливать истинную картину мая 45-го.
Запад отдавал себе отчет: кто дойдет до столицы первым – тот в буквальном смысле ознаменует и эту Победу, и будет владеть преимуществом в дальнейших переговорах. Спешил и Жуков: в его рассекреченном приказе перечеркнутое начало фразы "во чтобы то ни стало" и с новой строчки "обязательно сегодня ночью ворваться в Берлин первыми". Отмечающий в этом году свое столетие Александр Михайлович Ногаллер стоял в тот день у самого подножья Рейхстага.
"Раз 15 пытались взобраться и водрузить знамя победы. Снайперы их расстреливали", - говорит он.
Жирная точка в заключительной части войны уже вскоре превратиться в многоточие "фултонской речи" Черчилля.
И эта развязанная 75 лет назад "холодная война", по сути, продолжается до сих пор.
Под прикрытием медицинской маски: русофобия не ушла на карантин, она его успешно использует. Пока все сидели по домам, в Праге снесли памятник маршалу Коневу, который освобождал и саму Чехию, и польские концлагеря, и дошел до Берлина.
Но и до этого ничем не прикрытая война с историей велась в Польше. В Прибалтике. На Украине.
"Бронзовые солдаты" стали для Европы оккупантами. Хотя даже по задумке авторов, для всех послевоенных мемориалов, вроде того, что стоит в берлинском Трептов-Парке, был определен единственно возможный образ.
Изначально в эскизах скульптор "вооружил" этого своего солдата автоматом. Но в итоге он стоит на своем постаменте неизменно: в левой руке - спасенная немецкая девочка, в правой символично опушенный меч. Все-таки советский воин в первую очередь освободитель.
То же самое пытается напомнить теперь чехам и всем остальным дочь маршала Конева Наталья Ивановна, ведь это была весна победы.
"Они не трогали никого, они не трогали культуру, они освобождали, спасали. Это была весна победы. Она была наполнена ни местью, ни растаптыванием чего-то... Звук эпохи - это освобождение и спасение", - говорит она.
Германия, не в пример остальным, оберегает наше общее прошлое. В центре Берлина до сих пор стоит советская военная техника. Но и здесь немцы готовы давать отпор всем противникам. Принципиальная позиция берлинских властей: эти танки до сих пор служат лучшим напоминанием об ужасах той войны.
Но и здесь приходится нести "политическую вахту": "Офицеры России" и "Бессмертный полк" в Берлине решили ответить видеообращением за всех, чью память потревожили. Откровенно, по-русски и в стихах, написанных сразу после Холодной войны и Распада Союза, еще в 1991 году, но актуальных до сих пор.
Да и в 100 километрах от Берлина, на тех самых Зееловских высотах,трудно не заметить, что даже при всей немецкой деликатности и трепетному отношению, советская техника перекрашена в несвойственный ей грязно-коричневый цвет. Все меньше на ней опознавательных знаков и где-то под брезентом для реставрационных работ померкла Красная звезда. Но само место расцветает здесь каждый год, Для немцев оно не забыто, у каждого надгробия - цветы.
С участием местных властей и политиков прошло традиционное возложение. Его не отменили в условиях карантина. У подножия "Бронзового солдата", навечно занявшего эту высоту.