Version: 0.1.0

Шпионы XXI века: кто стоит за делом Ивана Сафронова

Советника главы "Роскосмоса" Ивана Сафронова задерживают прямо рядом с домом. Потом будут обвинения в госизмене и арест. Все комментарии от бывшего журналиста о том, что он не признает вину. 

По версии следствия, Сафронов был связан с разведкой одной из стран НАТО, которой, предположительно, и передавал секретные сведения. Не исключено - речь идет о Чехии, стране-участнице Альянса. И чьи конкретно интересы преследовались – можно только догадываться

"Мы - члены НАТО и, конечно же, работаем в структурах этой организации. Это совместная работа, которая основывается на принципах взаимовыгодности и добровольности. Совместная работа - это главная составляющая НАТО. Все идет добровольно", - говорит глава Службы военной разведки Чехии 2001-02 годах Андор Шандор. 

В последние годы шпионские скандалы следуют один за другим. 

Начиная с 2015,  в Англии, Австрии, Польше и Прибалтике в сборе секретных сведений обвиняли людей якобы работавших на Россию. В нашей стране только в 2018-м пресекли деятельность сотни агентов. Из последнего: дело – Пола Уилана, который пытался получить список оперативников одного из подразделений ФСБ. В Индии нашли пакистанского шпиона -  охотился за военными технологиями. В Германии остановили сначала прослушку АНБ первых лиц государства, а потом и агента, который следил за ходом расследования этого дела. Впрочем, в штат Ангелы Меркель затесался даже Джеймс Бонд из Египта. В Америке регулярно находят разведчиков КНР, которые похищают "промышленные" секреты. В самом Китае раскрыли сеть из 20 сотрудников ЦРУ. В Бельгии арестовали полковника китайских спецслужб. В этот коктейль взаимной слежки примешиваются и скандалы\. скорее, политические нежели шпионские. Такие, как дело Скрипалей.

В архиве КГБ до сих пор хранятся самые необычные реликвии за всю историю шпионского противостояния Востока и Запада. Помазок "инициативника" – то есть, самостоятельно решившего предавать родину – сотрудника ГРУ Попова. Камень из дела Огородника, через который Марта Петерсон передавала ценные указания и гонорары, обыгранный в фильме "ТАСС уполномочен заявить". Плеер-передачик Платона Обухова, которым он пользовался в троллейбусе, пока рядом сидел помощник американского посла. Из последнего – вот этот камень. Его английские агенты использовали как накопитель информации. Современная разведка куда менее эффектна. На первый взгляд. Но куда более эффективна. 

Шпионские технологии развивались быстро. От помазка с запиской внутри 50-х до плеера, способного передавать информацию на расстоянии 90-х. Но в XXI веке на смену всем этим гаджетам пришел обычный смартфон. Не такой таинственный, как камень-приемник, но зато именно поэтому куда менее заметный. Это раньше агенты носили с собой карманные фотоаппараты, флешки в губной помаде и уловители аудиочастот. 

"Если вас, допустим, задерживает полиция и вас обыскивают, то этот realistic Или допустим minox - это в общем доказательства, твердая улика, доказательство того, что вы шпион. Потому что нормальный человек не будет ходить с миноксом и с реалистиком по Нью-Йорку", - отметил бывший сотрудник КГБ, историк разведки Александр Васильев. 

Изменились и сами шпионы. Суперагенты, конечно, никогда не вели себя как Джеймс Бонд, но и черные шляпы с темными плащами тоже вышли из моды. В опасные игры теперь все чаще играют молодые люди с внешностью хипстеров. Хотя подход к ним такой же, рассказывают агенты ЦРУ в отставке. 

"Для кого-то, кто в основном сосредотачивается на "человеческой" разведке, вербовка нового агента в 2020 это точно такой же процесс, как был в 1970 году. У всех людей есть мечты, надежды, желания. Они хотят улучшить жизнь своих детей. Всегда есть мотивы мести или собственное эго", - говорит экс-сотрудник ЦРУ Дин Койл. 

Но главное – шпионов стало больше. Эксперты заявляют, что сейчас штаты разведслужб как во времена "холодной войны".

Тотальный шпионаж объясняется не только накалом страстей в большой политике, но и взрывным ростом технологий. В зоне особого внимания – промышленные секреты. Это и главная цель, и главный объект защиты. 

"В большинстве случаев шпионаж именно спонсируется каким-либо государством, потому что они заинтересованы в том, чтобы продвинуть свое государство быстрее в какой-либо отрасли и, соответственно, государство будет спонсировать и продвигать  хакеров воровать какие-то секретные разработки", - заявила руководитель группы исследования сложных угроз IT-компании Group IB Анастасия Тихонова. 

Михаил Липатов запускает американский дрон. Не украденный, а честно купленный, чтобы создать единую систему для квадрокоптеров. Но вот у самого Михаила разработку украли – и как раз американцы. 

Это дрон-биатлон. Изобретение российских ученых. Профессиональные пилоты, соревнуясь, показывают искусственному интеллекту, как правильно управлять квадрокоптером. А это чемпионат Alfa Pilot, гонки на беспилотниках. Появился через год после того, как из компании Михаила уволилась половина команды. 

Принцип обучения искусственного интеллекта все тот же. Чтобы задать параметры, программисты пишут специальный код. Михаил в своем спрятал специальную метку, чтобы в случае "промышленного шпионажа" знать, куда утекли данные. И сигнализация сработала. 

"У нас есть некие вставки в код, которые позволяют нам определить, в какой локации, точке мира этот код инициализировался. Соответственно, эта виртуальная машина была запущена в районе Лос-Анджелеса", - сказал Липатов. 

Теперь Михаил разделяет команду на небольшие группы, каждая из которых работает над своей частью. Впрочем, и в этом случае абсолютной гарантии безопасности нет. 

В XXI веке отсчет до того момента, как технология будет украдена начинается еще с этапа первой идеи. И риск увеличивается. Во время разработки, испытаний и уж тем более показа на выставках. И получается, что самый надежный способ оставаться первым на рынке – это успевать изобретать новую технологию до того, как конкуренты успеют воспользоваться сворованной. 

Противодействие все то же – наблюдение за потенциальной  угрозой. Она стала куда современнее: смотрят на метки геолокации, контролируют автомобили по камерам наблюдения. 

"Любого американца сейчас слишком легко отследить, легко отследить любой автомобиль, не говоря уже о телефоне. Мне кажется, что даже если он полностью уйдет в тень и никак не будет себя проявлять, его все равно обнаружат. Я думаю, что просто невозможно быть сегодня шпионом с американским паспортом", - считает бывший офицер ЦРУ Роберт Стил. 

Возможно, именно так попался Пол Уилан, который годами дружил с несколькими сотрудниками ФСБ. Впрочем, и после обвинительного приговора он себя шпионом не считает. 

Но к старым угрозам добавились еще и хакеры, которые уже давно переплюнули своих консервативных коллег в черных плащах и с щедрыми предложениями.  Соответственно, изменились и методы защиты данных. 

"Сегодня используются некоторые методы из прошлого, что-то изменилось, например, способы соединения для коммуникации. Немецкие канцлеры, например, Герхард Шредер, используют маленькие телефоны с чипами, которые шифруют информацию. Это первый криптотелефон, который использовал канцлер в Германии. Сегодня все политики используют специальные телефоны, чтобы зашифровать информацию", - говорит директор Немецкого музея международного шпионажа Флориан Шимиковски. 

Шпиономания захватила мир. И случай Сафронова вполне в нее вписывается. Работал ли он на чешскую разведку или нет  – покажет следствие. Но тот факт, что журналист, скорее всего, имел доступ к секретным материалам, сомнению почти не подлежит. Как и интерес к российским секретам западных разведчиков, которые всегда находятся в поисках нового источника информации. 

Шпионы XXI века: кто стоит за делом Ивана Сафронова