Version: 0.1.0

Катастрофа в Бейруте: два самолета РФ с помощью прибыли в Ливан

В аэропорту Бейрута этим вечером приземлились сразу два спецборта МЧС из Москвы. По указанию президента РФ Владимира Путина российские спасатели и врачи будут помогать пострадавшим и примут участие в ликвидации последствий катастрофы.

Только сегодня стали понятны ее истинные масштабы: число жертв и раненых растет с каждым часом, половина города в руинах. Ущерб только предварительно оценили в 15 миллиардов долларов. Вместе с медиками и сотрудниками МЧС в столицу Ливана прибыл наш корреспондент Валентин Трушнин.

Работа российских специалистов

"Травматологи, хирурги, педиатр, терапевты... Этот госпиталь будет в данном случае работать на оказание экстренной хирургической и другой помощи, реанимационной помощи", - говорит начальник отдела медслужбы отряда "Центроспас" Алексей Скоробулатов.

Это лишь первый рейс российских спасателей. В ближайшие дни в аэропорту Бейрута сядет еще четыре самолета из Москвы. Следующий доставит мобильную лабораторию по выявлению коронавируса. Поручение Владимира Путина - оказать любую помощь стране, о трагедии которой сегодня говорят во всем мире.

Ликвидация последствий

Так ливанцы выражают и горечь, и негодование - через сутки после взрыва в центре Бейрута сотни людей собирали медикаменты для пострадавших, а потом все переросло в стихийный митинг. Ливанцы требуют наказать виновных в случившемся. Правда, иногда все превращается в выяснения отношений между протестующими.

Спасатели тем временем продолжают работать в пострадавших кварталах. Иногда под завалами еще находят выживших. Лучше всего масштаб трагедии виден на снимках со спутника. Порт Бейрута, где произошел взрыв, не просто уничтожен – половина воздушной гавани оказалась под водой. На месте склада - гигантская воронка. А то, что осталось на берегу, превратилось в обгорелый металл.

2750 тонн нитрата аммония

Власти Ливана заявляют: причина катастрофы - взрыв нитрата аммония. В порту хранилось почти 3 тысячи тонн этого вещества. Его можно использовать и как удобрение, и как основу для производства пороха. Вот только влажный климат Средиземноморья делает хранение селитры опасным.

Химик Дмитрий Жилин отмечает, что при долгом хранении аммиачная селитра слеживается, то есть отдельные гранулы превращаются в комок. И если он начнет детонировать, то детонационная волна пойдет по этому огромному комку.

Судно Rhosus

Взлетевшая на воздух селитра попала в Бейрут еще в 2014-м. В страну ее ввезло судно Rhosus. На корабле был молдавский флаг, место его регистрации - Кипр. Но принадлежал Rhosus россиянину Игорю Гречушкину. Портовые службы арестовали сухогруз за долги и задержали вместе с экипажем. Гречушкин заявил о банкротстве и исчез. Часть команды отпустили. Но капитан, боцман и механики были в заложниках 11 месяцев - без еды и денег. Выживали и боролись за свободу как могли.

"Если бы у меня не было Интернета, не было телефона - тоже я не знаю, что бы мы могли сделать. Мы бы, наверное, там и умерли все. У нас было топливо до Мозамбика, часть топлива продали, на эти деньги наняли адвоката. Три месяца длился суд, в результате он принудил дать нам разрешение на выезд", - говорит бывший капитан судна Борис Прокошев.

Ольга Ананьина, инспектор Международной федерации транспортных рабочих, шесть лет назад помогала спасти экипаж. Говорит, судовладелец мог сознательно нарушать закон.

"Судно принадлежит российскому судовладельцу, зарегистрировано под флагом Молдовы, что соответствует серым схемам в судоходстве. Таким образом, судовладелец как таковой уходит от ответственности и уходит от налогов соответственно. Этот случай характерен для судна Rhosus", - объясняет она.

Первые задержания

Так 2750 тонн и оказались на берегу. Причиной трагедии могла стать обычная халатность. С 2014-го таможня Ливана девять раз обращалась к властям: хранить селитру на складе опасно. Власти махнули на это рукой. А химикат начали разворовывать. Местная пресса пишет, что рабочие пытались при помощи сварки заделать проходы в хранилище. Всю администрацию порта Бейрута посадили под домашний арест.