Российские саперы в Сирии уничтожают подземные базы боевиков
С высоты эта траншея почти незаметна. И расчет был на то, что авиация - с пилотом на борту или без - оставит ее без внимания. Но на самом деле это вход. Дальше - глубже, пока над головой не сомкнутся своды рукотворного сооружения.
"Данная пещера была у них как схрон, как бомбоубежище, в то же время выполняла роль каких-то укрытий", - рассказывает командир инженерно-саперного взвода Андрей Захарков.
Это восток провинции Хама. Территория, не богатая естественным рельефом. И рытье подобных катакомб для боевиков тут было обычной тактикой. Сами они в руки лопаты не брали. Все эти глубокие и длинные тоннели построены каторжным ручным трудом простых людей под страхом расстрела. Тесаные стены, огромное количество грунта, которое можно было вынести наружу только вручную. И вся эта "инфраструктура" подлежит обязательному уничтожению - такие тоннели взрывают.
Взрывчатки там много, саперы сказали - рванет не слабо. И несмотря на то, что заряд заложили в углубление, нужно не просто отойти на приличное расстояние, но и укрыться. А вокруг пустыня. Потому в качестве собственно укрытия используем боевую машину.
После взрыва нужно подождать минуть десять, чтобы пыль осела и можно было оценить результаты.
"Здесь грунт такой, что больше на скалистую похоже, каменистую. Да, естественно, как бы есть небольшие сложности, во-первых, приходится работать на глубине. Сверху большой слой земли, ну, даже не земли, а вот этих вот камней. И после подрыва большие валуны - просто их выворачивает", - говорит Андрей Захарков.
Большая планомерная работа. За три недели уничтожено около тридцати таких пещер. И это очень важно для деэскалации в регионе. Боевики пользуются ими до сих пор - совершают вылазки, пересекая линию соприкосновения, укрываются в своих катакомбах днем, чтобы ночью заниматься разведкой, диверсиями и самым настоящим грабежом.
Вторая важная задача для российско-сирийских саперных групп - разминирование недавно освобожденных населенных пунктов. Шаг за шагом - дороги, их обочины, дворы, огороды и сады.
На этот раз - неразорвавшаяся мина. Такие, по большей части, уничтожают на месте. Вывозить их - большой риск. Поэтому готовят тротиловую шашку с детонатором. Ответственность огромная. Группа работает на пределе возможностей. За те же три недели очистили 120 километров дорог, нашли и ликвидировали 29 минных полей. Вслед за саперами сюда должно вернуться бежавшее от боевиков местное население.