Фермеры Нагорного Карабаха несут колоссальные убытки из-за войны
Специальный корреспондент "Известий" Денис Кулага сегодня стал свидетелем боя в Карабахе. Он единственный журналист, которой смог проникнуть в Аскеран - это город, на территорию которого ежедневно падают снаряды. И прессу туда просто не пускают, но нашему корреспонденту удалось туда пробраться.
Сельскохозяйственная столица Нагорного Карабаха Аскеран постепенно превращается в город-призрак. Дворы пусты, на дороге можно встретить только военный транспорт.
Нашей съемочной группе удалось подобраться к переднему краю обороны - это граница, город Аскеран. Повсюду слышны разрывы, работают артиллерийские установки и системы залпового огня. Но самое главное, это все происходит не с одной стороны. Бои идут за трассу М12, которая соединяет Степанакерт с северо-восточной границей региона и Азербайджана. Еще эту дорогу называют воротами в Нагорный Карабах.
Но страдают от перестрелок прежде всего фермеры. Здесь располагаются самые крупные сельхозплантации. Собирать урожай надо было еще в середине сентября. Виноград, гранат - сады теперь загнивают. Идти за фруктами под пулями никто не намерен.
Цифры, конечно, приблизительные. Но, по словам местных фермеров, 300-400 тысяч евро - это убытки с одного хозяйства. А подобных плантаций здесь примерно десять, и все они располагаются вдоль спорной дороги, за которые идут бои.
Ким Агаджанян вспоминает, как после первого же упавшего снаряда пришлось бросить сад и дом. В беседке осталось недопитое вино. Надеется на скорейшее перемирие, чтоб спасти хотя бы часть урожая.
"Там стреляют, в огороды стреляют. Никого нет, чтоб урожай собирать. Конечно, все боятся. Но куда деваться", - говорит фермер.
Местные власти признают, если война затянется хотя бы еще на две недели - вся северо-восточная часть региона может оказаться на пороге крупного финансового кризиса.
"Это сильно ударит, очень сильно ударит по нашей экономике, у нас нет промышленности. У нас только сельское хозяйство. А если все это испортится? Надо же собирать добро, продавать. Купить, например, муку", - говорит глава Аскеранской районной администрации НКР Сасун Барсегян.
Проблема коснулась и животноводства. Пасти коров негде, снаряды падают там, где даже близко нет военных.
Уцелевших коров фермер Геннадий надеется перевезти в тихий район Карабаха.
"Они пропали, места даже не знаю, где они", - рассказывает он.
Но тут же говорит, дилемма: если враждующие стороны не сядут за стол переговоров, неизвестно, найдется ли вообще спокойное пастбище в регионе.