Атмосфера недоверия: саммит в Брюсселе показал слабости "друзей" в ЕС
Меньше чем месяц назад премьер-министр Дании в унисон с некоторыми своими европейскими коллегами выступала против "Северного потока - 2", заявляя, что он делает Европу зависимой от России. Она даже призывала отозвать выданное ранее разрешение на строительство газопровода. Но правительство в итоге пошло против, заявив, что не собирается пересматривать свои же решения, исходя только лишь из политических мотивов.
Но, увы, именно сиюминутные политические резоны сейчас становятся главными для лидеров Евросоюза. И это нельзя назвать даже стратегией, она, как известно, предусматривает долгосрочную перспективу. Судя же по тому, что сегодня происходит в Брюсселе на внеочередном саммите ЕС, о будущем там особо никто не задумывается.
Впервые саммит стартует с более чем недельным опозданием, только после того, как глава Евросовета Шарль Мишель, у которого заболела охрана, смог подтвердить двумя отрицательными тестами, что он не заразный. Впрочем, даже его окружение понимает, что на всякий случай лучше пока вот так, под локоток... И, в общем, символично, что все они стали друг для друга нерукопожатными и сторонятся сами же себя.
И действительно, за этим круглым столом им проще вмешиваться в чьи-то дела, чем заниматься своими. Первый день, и сразу же обсуждение "антибелорусских санкций" и тесно связанного с ним "турецкого вопроса".
Оказывается, сначала нужно принять меры против Анкары, которую обвиняют, помимо всего прочего, еще и в ведении геологоразведочных работ в кипрской исключительной экономической зоне. А Кипр, в свою очередь, именно из-за этого блокирует обсуждение ситуации в Белоруссии, которая для еврочиновников, после обострения еще и в Нагорном Карабахе, едва ли не главная тема. Настолько, что с оппозиционеркой в изгнании Светланой Тихановской незадолго до саммита встречался и французский президент Макрон. Анонсировала встречу с ней уже и Ангела Меркель. Геополитическая ревизия, может быть, хотя бы она, сплотит.
"У Европейского союза сегодня большие проблемы, под угрозой вообще его существование, можно говорить о том, что Европейский союз имеет все шансы развалиться, Brexit - только начало. И, естественно, в таких условиях Европейскому союзу нужны внешние враги, против которых он может объединиться", - считает бельгийский политолог Крис Роман.
Таким "внешним врагом" стала уже и сама отколовшаяся Великобритания, на которую Брюссель буквально сегодня подал в суд за нарушение сделки. Слово "друзья" в разъяснительном заявлении главы Еврокомиисии можно заключать в кавычки.
И вот уже и штатные брюссельские наблюдатели дают не обнадеживающий для ЕС расклад: "за фасадом европейского сотрудничества в эти дни по-прежнему будут преобладают национальные интересы". Одни здесь восторгаются Трампом, другие ждут возвращения к власти в США демократов. Польше неприятен "Северный поток - 2", для Германии он жизненно необходим, и даже вероятные решения по санкциям в отношении белорусского руководства дадутся непросто, легче - признать столь неприятную для Евросоюза реальность: разделение сохраняется, а европейское могущество продолжает ослабевать.